Содержание материала

ТУРБИНА ТИПА ПЛ 646-В-420 МОЩНОСТЬЮ 58700 кВт
(Верхне-Туломская ГЭС)

Вертикальная поворотно-лопастная турбина служит приводом генератора трехфазного тока. Металлическая спиральная камера турбины (фиг. 9, табл. 1) - круглого сечения. Угол охвата камеры в плане 345°.
Отсасывающая труба - изогнутая. В верхней конусной части трубы имеется облицовка из углеродистой стали, выполненная сварной из трех частей, скрепляемых между собой фланцевыми соединениями.
Статор - сварно-литой из стали, выполнен из четырех частей, состоит из отдельно отлитых верхнего и нижнего поясов и литых колонн, соединяемых сваркой.
Направляющий аппарат имеет 24 направляющие лопатки асимметричного профиля. Нижняя цапфа лопатки направляется в лигнофолевой втулке, запрессованной в нижнем кольце направляющего аппарата, верхняя цапфа - в двух лигнофолевых втулках, запрессованных в чугунный съемный корпус подшипника, крепящийся фланцем к крышке турбины. Сопряжения втулок с цапфами лопаток смачиваются водой. В верхней части лопаток установлены специальные резиновые уплотнения, а для уменьшения протечек из спирали предусмотрены резиновые шнуры.
Поворот направляющих лопаток осуществляется двумя прямоосными сдвоенными сервомоторами диаметром 300 мм каждый, укрепленными на крышке турбины, а также сварным регулирующим кольцом, серьгами, накладками и рычагами, выполненными из стали. Один из сервомоторов снабжен ручным стопорным устройством.
Камера рабочего колеса - сварная, состоит из четырех частей, выполненных из нержавеющей стали, за исключением верхней части цилиндрической поверхности камеры, ребер и фланцев, выполненных из листовой стали.
Рабочее колесо - бескрестовинного типа, состоит из корпуса, восьми лопастей из нержавеющей стали, механизма поворота лопастей, сварного дниша и сварного конуса из листовой стали. Механизм поворота лопастей выполнен с наклонными сигнальными серьгами и стальными стаканами, перемещающимися заодно с чугунным поршнем сервомотора. Последний расположен в верхней цилиндрической части корпуса. Цапфы лопастей, пальцы рычагов и стаканы опираются на бронзовые втулки. Корпус рабочего колеса крепится непосредственно к фланцу вала, который является одновременно крышкой цилиндра сервомотора.
Вал турбины имеет сквозное отверстие, через которое проходят маслоподводящие штанги. Нижний фланец, служащий одновременно крышкой рабочего колеса, крепится к корпусу рабочего колеса, верхний - к фланцу вала генератора. В зоне установки резинового вкладыша подшипника вал облицован рубашкой из нержавеющей стали.
Направляющий подшипник выполнен с обрезиненным вкладышем; смазка производится водой.
Опора подпятника агрегата расположена на крестовине генератора.
Система регулирования турбины включает регулятор типа ЭГРК-100 и маслонапорную установку типа МНУ-5,6.

Техническая характеристика
Напор, м:
расчетный         55
максимальный  62
минимальный ..      51,6
Мощность, кВт  58700
Скорость вращения, об/мин ..  187,5
Диаметр рабочего колеса, мм ..  4200
Количество лопастей рабочего колеса  8


Фиг. 9. Разрез по турбине типа ПЛ 646-В—420 (Верхне-Туломская ГЭС)