Содержание материала

ТУРБИНА ТИПА ПЛ2 50 -В-650 МОЩНОСТЬЮ 130000 кВт (Капчагайская ГЭС)

Вертикальная двухперовая поворотно-лопастная турбина (фиг. 3, табл. 1) служит приводом генератора трехфазного тока. Подпятник агрегата расположен на крышке турбины. Спиральная камера турбины - бетонная трапецеидального сечения с углом охвата в плане 300. Потолок спиральной камеры облицован стальными листами толщиной 12 мм, облицовка выполнена сварной. Для ужесточения на поверхности облицовки приварены ребра.
Статор турбины - сварно-литой конструкции, выполнен из шести частей и состоит из верхнего и нижнего поясов, соединенных между собой 12 профилированными литыми колоннами, одна из которых является зубом спиральной камеры. На верхнем поясе имеется фланец для установки верхнего кольца направляющего аппарата. На нижнем поясе предусмотрен фланец для крепления камеры рабочего колеса и нижнего кольца направляющего аппарата.
Направляющий аппарат состоит из верхнего и нижнего колец, 24 направляющих лопаток, механизма поворота лопаток и стопорного устройства. Лопатки направляющего аппарата асимметричного профиля отлиты из углеродистой стали. Каждая лопатка опирается и направляется в трех лигнофолевых втулках, смазка которых осуществляется водой. Нижняя втулка запрессована в нижнее кольцо направляющего аппарата, две верхние запрессованы в съемный чугунный корпус подшипника, закрепленного на верхнем кольце направляющего аппарата.

Фиг. 3. Разрез по турбине типа ПЛ2 50-В—650 (Капчаганская ГЭС)

Уплотнение цапф направляющих лопаток состоит из профильной манжеты и стального кольца. Поворот направляющих лопаток производится двумя прямоосными сдвоенными сервомоторами, закрепленными горизонтально на опоре подпятника. Регулирующее кольцо - сварной конструкции, направляется в специальной опоре, выполненной заодно с крышкой турбины. В местах соприкосновения регулирующего кольца с опорой установлены капроновые накладки, не требующие смазки. Также из капрона выполнены все втулки механизма.
Каждый сервомотор имеет общую тягу, на которой с двух сторон закреплены два чугунных поршня, перемещающихся внутри стальных цилиндров. Для уменьшения протечек масла поршни снабжены уплотнительными кольцами.
Рабочее колесо - двухперовое с втулочным отношением 0,37/0,45, состоит из корпуса, отлитого из низколегированной стали, четырех сдвоенных лопастей, механизма поворота лопастей, отлитого из чугуна поршня сервомотора, сваренных из листовой стали днища и обтекателя. Корпус рабочего колеса имеет сферическую форму, отлит заодно с цилиндром сервомотора. Лопасть, состоящая из фланца, на котором размешены два пера, соединяется с цапфой болтами и шпонками.

В отличие от обычных поворотно-лопастных рабочих колес у данного рабочего колеса крепление лопасти к цапфе осуществляется с внутренней стороны корпуса.
Поворот лопастей осуществляется сервомотором, расположенным в верхней части корпуса рабочего колеса. Поршень сервомотора через стаканы, наклонные серьги и пальцы рычагов связан с цапфами рабочего колеса. Корпус рабочего колеса крепится болтами непосредственно к фланцу вала, который одновременно является крышкой цилиндра сервомотора. Снизу корпус рабочего колеса закрыт днищем и обтекателем.
Для предотвращения утечки масла из корпуса рабочего колеса, а также от попадания в него воды из камеры турбины предусмотрены съемные уплотнения, состоящие из набора резиновых манжет, расположенных на наружном диаметре фланцев лопастей.
Направляющий подшипник - сегментный, самосмазывающийся на жидкой масляной смазке. Подшипник состоит из чугунного корпуса, вкладыша (12 стальных сегментов), нижней, верхней ванн и крышки. Стальные сегменты вкладыша, внутренняя поверхность которых залита баббитом, устанавливаются на опорном кольце в корпусе подшипника и фиксируются болтами.
При работе турбины циркуляция масла в подшипнике осуществляется за счет напора, создаваемого радиальными отверстиями в кольцевом поясе вала, действующими как центробежный насос.
Вал турбины - сварно-кованый. Тело вала отковано заодно с верхним фланцем, нижний конец вала сварен с нижним большим литым фланцем, который одновременно является крышкой сервомотора рабочего колеса. Вал по всей длине имеет центральное отверстие  850 мм, через которое проходят штанги, состоящие из двух труб, для подвода масла в сервомотор рабочего колеса и отвода из него дренажного масла.
Регулирование турбины осуществляется электрогидравлическим регулятором типа ЭГРКМ-150-2. Питание системы регулирования маслом под давлением производится маслонапорной установкой типа МНУ-16-2/40.
Техническая характеристика
Напор, м: расчетный 36,1
максимальный ...  42,7 и 46
(статический) минимальный ..  35
Мощность, кВт ..  111000 и 130000
(при пропуске катастрофического паводка и напоре 40,9 м)
Скорость вращения, об/мин ..  107,1
Диаметр рабочего колеса, мм ...                                           6500
Количество лопастей рабочего колеса .  4 сдвоенных