Содержание материала

ТУРБИНА ТИПА ПЛ 811-В-1000 МОЩНОСТЬЮ 80500 кВт
(Чебоксарская ГЭС)

Вертикальная поворотно-лопастная турбина (фиг. 8, табл. 1) служит приводом генератора трехфазного тока зонтичного типа с расположением опоры-пяты на крышке турбины. Спиральная камера турбины - бетонная, трапецеидального сечения с углом охвата в плане 210°.
Статор представляет собой сварную из листового проката конструкцию. Верхний кольцевой пояс - сварной из шести частей с приваренными к нему 12 сварными колоннами.
Камера рабочего колеса и фундаментное кольцо изготовлены из листового проката. Обтекаемые поверхности камеры рабочего колеса и нижней части опорного кольца выполнены из листовой двухслойной стали, остальная часть этих деталей выполнена из углеродистой стали.
Отсасывающая труба - изогнутая с одним промежуточным бычком. Конус отсасывающей трубы, облицованный листовой сталью, имеет горизонтальные и вертикальные ребра жесткости.
Цилиндрический направляющий аппарат включает 28 направляющих лопаток асимметричного профиля, верхнее, нижнее и регулирующее кольца. Все эти детали выполнены сварными из листовой углеродистой стали. Каждая лопатка поворачивается в трех втулках из древеснослоистого пластика, смачиваемого проточной водой. Нижняя втулка лопатки запрессована в нижнем кольце направляющего аппарата, две верхние - в корпусе подшипника лопатки, установленном в верхнем кольце направляющего аппарата. Цапфы лопаток уплотнены ’/ -образными резиновыми манжетами.
Механизм поворота лопаток состоит из рычагов, накладок и серег. Рычаги изготовлены из стального литья, корпуса подшипников лопаток - из чугунного литья. Уплотнение направляющего аппарата в закрытом положении осуществляется профильными резиновыми шнурами, заложенными в пазах на лопатках в верхнем и нижнем кольцах. Поворот лопаток производится четырьмя прямоосными сервомоторами двустороннего действия, установленными на верхнем кольце направляющего аппарата. Каждый сервомотор состоит из сварного корпуса (цилиндра), поршня со стаканом, тяги, соединенной шарнирно с поршнем и регулирующим кольцом. Цилиндрическая полость корпуса закрывается по торцам крышками с уплотнениями. К корпусу приварены два патрубка, к которым присоединяются трубы маслопровода системы регулирования.
Рабочее колесо турбины состоит из стального литого корпуса, четырех литых из нержавеющей стали поворотных лопастей и механизма поворота. Снизу к корпусу рабочего колеса укреплен болтами сварной из листового проката конус-обтекатель. Своей верхней частью корпус рабочего колеса крепится к развитому фланцу вала турбины. Вся внутренняя полость корпуса рабочего колеса заполнена маслом. Для предотвращения утечки масла и попадания воды внутрь корпуса вокруг фланцев лопастей установлены сменные резиновые манжетные уплотнения.
Поворот лопастей рабочего колеса осуществляется механизмом поворота, действующим от сервомотора, расположенного в верхней части корпуса рабочего колеса. Масло в сервомотор подводится от маслоприемника по штангам, расположенным во внутренней полости вала. Лопасти болтами и шпонками соединяются с цапфами и рычагами механизма поворота. Цапфа своими шейками опирается на втулки, изготовленные из высокооловянистой бронзы.

Фиг. 8. Разрез по турбине типа ПЛ 811-В-1000 (Чебоксарская ГЭС)

Вал с наружным диаметром 1400 мм сварно-кованой конструкции трубчатого сечения. Фланцы соединены с телом вала электрошлаковой сваркой. Вал непосредственно соединяет рабочее колесо со ступицей ротора генератора: нижний фланец вала болтами и шпонками соединяется с корпусом рабочего колеса, а верхний при помощи припасованных и свободных болтов - с фланцем ступицы генератора. Поверхность вала в месте установки направляющего подшипника облицована рубашкой из нержавеющей стали для предохранения от коррозии и износа.
Направляющий подшипник - с обрезиненными сегментами на водяной смазке. Корпус подшипника - сварной из стального проката, крепится фланцем к обтекателю. Основной подвод воды для смазки подшипника осуществляется от спиральной камеры. Уплотнения ванны направляющего подшипника турбины выполнены в виде манжеты воротникового типа. Для облегчения демонтажа сегментов подшипника без осушения проточной части турбины в нижней части корпуса подшипника установлена манжета воротникового типа.
Слив протечек через уплотнение происходит в обтекатель.
Турбина снабжена маслоприемником, который обеспечивает подвод масла под давлением к сервомотору рабочего колеса от золотника регулятора скорости. Внутри маслоприемника размещен механизм обратной связи. Маслоприемник состоит из основания, корпуса и кожуха. Основание служит опорой для корпуса и кожуха и является сливной масляной ванной, соединенной с трубопроводами бака МНУ. Маслоприемник укреплен на подставке, расположенной на верхней крестовине генератора.
Регуляторное оборудование турбины включает колонку управления типа ЭГРК-2М-200-3 с главным золотником, маслонапорную установку типа МНУ—30А-2/40, аварийный золотник направляющего аппарата, механизмы автоматики.

Напор, м:
расчетный ..    12,4
максимальный ...  18,9
минимальный .   6,5
Мощность, кВт ...  80500
Скорость вращения, об/мин .  57,7
Диаметр рабочего колеса, мм .  10000
Количество лопастей рабочего колеса  4