Содержание материала

ДИАГОНАЛЬНАЯ ТУРБИНА ТИПА Д 45-2556-В-600
МОЩНОСТЬЮ 220000 кВт (Зейская ГЭС)

Уникальная по мощности вертикальная поворотная турбина (фиг. 50, табл. 3) диагонального типа служит приводом генератора трехфазного тока зонтичного типа с опорой пяты на крышке турбины.
Подвод воды к каждой турбине осуществляется отдельными трубопроводами, в головной части которых установлены быстропадающие щитовые затворы.
Спиральная камера турбины - металлическая круглого сечения с углом охвата в плане 345°, выполнена из звеньев, вальцованных из листовой стали различной толщины и различных марок. В зоне больших напряжений используется высокопрочная сталь. Звенья свариваются между собой и со статором на месте монтажа. Верхняя часть спиральной камеры покрыта изолирующими материалами. Диаметр входного патрубка спиральной камеры 7100 мм.
Статор - сварно-литой, без механической обработки сопрягаемых поверхностей, имеет 1 2 литых колонн, соединяемых гранеными сварными верхним и нижним ножами коробчатой формы. Статор выполнен из четырех частей, свариваемых между собой на месте монтажа.
Камора рабочего колеса по высоте состоит из трех частой: сферической, цилиндрической и конической. Сферическая и цилиндрическая части представляют собой механически обработанную сварную конструкцию из шести частей. В сферической части расположен горизонтальный фланец, служащий опорой для нижнего кольца направляющего аппарата. Коническая часть камеры также представляет собой оребренную сварную конструкцию из шести частей, соединяемых между собой при помощи сварки. Обтекаемая нижняя часть камеры изготовлена из двухслойной стали. В нижней части камеры расположен кольцевой карман, к которому подводится воздухопровод для подачи атмосферного воздуха. Через отверстия в облицовке камеры рабочего колеса воздух равномерно по всей окружности подается под рабочее колесо.
Направляющий аппарат имеет 24 трехопорные направляющие лопатки симметричного профиля. Верхняя и средняя опоры лопаток расположены в корпусе подшипника, установленного на крышке турбины. Опора нижней цапфы располагается в нижнем кольце направляющего аппарата, состоящем из четырех частей и установленном на фланце камеры рабочего колеса. Средняя и нижняя опоры уплотнены манжетами. Поверхности трения всех трех опор направляющих лопаток облицованы нержавеющей сталью, а в корпус подшипника и нижнее кольцо запрессована втулка с синтетическим антифрикционным покрытием. Механизм поворота лопаток направляющего аппарата состоит из серьги, накладки, рычага и регулирующего кольца. Регулирующее кольцо выполнено сварным из листовой стали, имеет два выступа с запрессованными пальцами для соединения с поршнями сервомоторов и 24 фигурных выступа для соединения с вилками серег. Направляющими регулирующего кольца являются капроновые планки, установленные на специальных бобышках крышки турбины.

Крышка турбины, на которой установлена и закреплена болтами и штифтами опора подпятника, - сварной конструкции, изготовлена из двух частей. На ее конической части имеются два выступа для крепления корпусов сервомоторов и два проема, где установлен направляющий подшипник. В нижней внутренней части крышки турбины расположена и закреплена неподвижная лабиринтная часть уплотнения рабочего колеса.
Рабочее колесо - диагонального типа с девятью литыми стальными лопастями, имеет корпус, состоящий из цилиндрической и сферической частей, литых из стали. В сферической части корпуса установлены девять цапф, прикрепляемых к лопастям болтами и шпонками. На цапфы надеты рычаги и закреплены от поворота шпонками. Конец рычага выполнен в виде вилки и соединяется с литой крестовиной с помощью серьги. Крестовина является одновременно подвижным цилиндром сдвоенного поршневого сервомотора, осуществляющего поворот лопастей. Сервомотор расположен в центральной части сферической половины корпуса рабочего колеса. Верхний поршень сервомотора выполнен заодно с корпусом рабочего колеса, а нижний расположен во внутренней конической части последнего. Для уменьшения протечек на верхнем и нижнем поршнях установлены уплотнительные поршневые кольца. В нижней части сферической половины корпуса рабочего колеса закреплен болтами сварной конус-обтекатель, являющийся одновременно крышкой нижнего сервомотора. В центральной части конуса-обтекателя установлен клапан для слива масла из рабочего колеса.
Направляющий подшипник турбины - нормализованной конструкции с обрезиненным вкладышем, работает на водяной смазке. Подшипник установлен на опоре подпятника.
Вал турбины - единый кованый, нижний фланец которого объединен с крышкой рабочего колеса. В месте установки направляющего подшипника на валу приварена рубашка из листов нержавеющей стали. Уплотнение вала воротникового типа.
Уплотнение турбины - лабиринтное неподвижного типа с отводом протечек в отсасывающую трубу.
Управление турбиной осуществляется регулятором ЭГРК-1Т—1 50-4 и маслонапорной установкой типа МНУ-20-2/40.
Контрольно-измерительная аппаратура, предусмотренная на турбине, позволяет контролировать: давление масла в системе регулирования; давление и расход воды, питающей направляющий подшипник; давление перед направляющим аппаратом, рабочим колесом, в зоне под направляющим подшипником и в отсасывающей трубе. Основная часть контрольно-измерительной аппаратуры смонтирована на щитах в проходе к шахте турбины. Кроме этой аппаратуры, турбина снабжена прибором для контроля зазора "лопасть-камера", расположенным в трубе в зоне прохода к люку в конусе отсасывающей трубы. Показания этого прибора передаются на шит агрегата. На рычагах направляющего аппарата установлена аппаратура, контролирующая целость срезных пальцев и передающая сигналы о поломке на шит управления. Для откачки протечек из крышки турбины в ней установлена аппаратура включения насоса.

Напор, м:
расчетный ·····                                                                 78,5
максимальный                                                         97,3
Техническая характеристика минимальный                74,5
Мощность, кВт ...  220000
Скорость вращения, об/мин.                                            136,4
Диаметр рабочего колеса, мм ..        6000
Количество лопастей рабочего колеса ...  9