Содержание материала

ТУРБИНА ТИПА РО 683-В-200 МОЩНОСТЬЮ 36100 кВт
(Локтак ГЭС)

Вертикальная радиально-осевая турбина служит приводом генератора трехфазного тока. Вода к турбине подводится напорным трубопроводом, на котором непосредственно перед турбиной установлен шаровой затвор с противоразгонным компенсатором. Затвор диаметром 13 00 мм управляется от маслонапорной установки.
Статор турбины диаметром 3560 мм - литой с 18 колоннами. Металлическая спиральная камера турбины - круглого сечения с углом охвата в плане 360°, выполнена разъемной из двух частей, соединяемых болтами. В районе зуба спиральная камера отлита заодно со статором, остальная часть спирали изготовлена из листовой стали и соединена со статором при помощи сварки. К верхней части спирали приварены две опоры для установки сервомоторов направляющего аппарата, к нижней - опорные лапы, позволяющие крепить спираль фундаментными болтами в первичном бетоне.
Направляющий аппарат состоит из 20 трехопорных лопаток симметричного профиля. 

Опорные подшипники лопаток имеют бронзовые втулки, работающие на густой масляной смазке, которая подается к подшипникам специальной автоматической станцией. Резиновые манжеты на средней и нижней опорах лопаток предохраняют подшипники от попадания воды. Нижнее кольцо направляющего аппарата - сварное из двух частей, соединенных между собой болтами. Нa нижнем кольце установлены нижние подшипники цапф лопаток.
Верхняя плоскость нижнего кольца, расположенная в зоне проточного тракта, облицована листами нержавеющей стали, прикрепляемыми к кольцу электрозаклепками. Крышка турбины - сварная неразъемная, в ней установлены подшипники верхней и средней опор лопаток. Нижняя плоскость крышки со стороны проточного тракта облицована листами нержавеющей стали.
Механизм поворота лопаток включает: рычаги, установленные на цапфах лопаток, серьги, выполненные в виде талрепов, соединяющие регулирующее кольцо с рычагами лопаток; регулирующее кольцо и сервомоторы направляющего аппарата. Регулирующее кольцо - сварное, состоящее из двух частей, соединенных болтами, расположено с наружной стороны по отношению к осям лопаток. В опоре регулирующего кольца установлены бронзовые вкладыши. Смазка трущихся поверхностей регулирующего кольца осуществляется маслом, которое заливается в опору.
Два прямоосных сервомотора направляющего аппарата диаметром 250 мм. расположенные на спиральной камере, представляют собой цилиндр, внутри которого перемещается поршень. К поршню крепится стакан, который проходит через крышку сервомотора и уплотняется манжетами. Внутри стакана размешена тяга, соединяющая поршень с регулирующим кольцом. Тяга выполнена из двух частей, соединенных между собой талрепом.
Цилиндры сервомоторов - сварные из углеродистой стали, поршни - литые чугунные, тяги - кованые из качественной углеродистой стали.
Рабочее колесо турбины диаметром 2000 мм сварно-литой конструкции, выполнено из кавитационностойкой нержавеющей стали. Верхний и нижний ободы - литые. 19 лопастей рабочего колеса присоединены к ободам при помощи сварки.
К валу турбины рабочее колесо крепится 12 болтами, восемь из которых призонные. В рабочее колесо и фланец вала в зоне призонной части болта вставлены специальные сменные втулки, что позволяет производить замену рабочего колеса прямо на ГЭС. Для плавного изменения направления потока воды на верхнем ободе колеса укреплен сварной обтекатель. Рабочее колесо имеет уплотнения гребенчатого типа, которые состоят из неподвижных и вращающихся колец. Вращающиеся кольца закреплены на ободах рабочего колеса за счет напрессовки и дополнительно крепятся с помощью болтов и штифтов. Неподвижное кольцо верхнего уплотнения установлено в крышке турбины с помощью болтов и штифтов, неподвижное кольцо нижнего уплотнения укреплено на верхнем поясе конуса отсасывающей трубы и распирается в радиальном направлении центрирующими болтами. Лабиринтные уплотнения выполнены из нержавеющей стали.
Вал турбины - цельнокованый из высококачественной углеродистой стали, выполнен вместе с фланцами. Вал внутри имеет отверстие для подвода воздуха при нестационарных режимах работы турбины.
Направляющий подшипник турбины - сегментный, состоит из корпуса, шести стальных сегментов с баббитовым слоем и упорных болтов, имеющих сферические концы для обеспечения самоустанавливаемости сегментов. Сегменты снизу опираются на опорное кольцо, установленное в корпусе» Подшипник работает на жидкой масляной смазке. Для электроизоляции от блуждающих токов, разрушающих баббитовый слой, сегменты и опорное кольцо имеют электроизоляционную прокладку между телом сегмента и опорными вкладышами.
Регулирование гидротурбины осуществляется с помощью электрогидравлического регулятора типа ЭГР-2М-100-4 и маслонапорной установки типа МНУ-1,6-1/40. В комплект регулятора входят гидравлическая колонка управления типа ЭГР-1 00-4 с главным золотником диаметром 100 мм и шкаф электрооборудования типа ЭГР-2М (на магнитных усилителях).
Применение магнитных усилителей на пермаллоевых сердечниках, установка бесконтактных датчиков обратных связей, применение высококачественных материалов и механизмов обеспечивают высокую надежность и точность работы регулятора.

Техническая характеристика
Напор, м:
расчетный .. .                                            298
максимальный .      306,2
минимальный ...     284,4
Мощность, кВт ...      36100
Скорость вращения, об/мин .  500
Диаметр рабочего колеса, мм .  2000
Количество лопастей рабочего колеса  19