Содержание материала

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ПОВОРОТНО-ЛОПАСТНЫХ И РАДИАЛЬНО ОСЕВЫХ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ТУРБИН

ПРОПЕЛЛЕРНАЯ ТУРБИНА ТИПА Пр-40-В-800
МОЩНОСТЬЮ 115000 кВт (Днепрогэс II)

Вертикальная пропеллерная турбина (фиг. 26, табл. 2) является приводом генератора трехфазного тока с расположением опоры подпятника генератора на крышке турбины.
Спиральная камера турбины - бетонная трапецеидального сечения с углом охвата в плане 187°30'. Спиральная камера в районе верхнего кольца статора и конуса облицована стальными листами, соединенными с бетоном анкерными планками.
Статор воспринимает и передает на фундамент здания ГЭС нагрузки от веса агрегата и бетонного массива здания станции, расположенного над спиральной камерой. Статор сварно-литой конструкции, в котором литые кольца (верхнее и нижнее) соединены между собой 12 литыми профилированными колоннами. Для обеспечения необходимой жесткости кольца статора снабжены ребрами с отверстиями для заполнения бетоном.
Направляющий аппарат турбины состоит из 24 лопаток симметричного профиля, механизма поворота лопаток, регулирующего и нижнего колец направляющего аппарата. Роль верхнего кольца направляющего аппарата выполняет крышка турбины. Каждая лопатка установлена в трех подшипниках. Втулка верхнего подшипника выполнена из бронзы и работает на густой масляной смазке. Втулки нижнего и среднего подшипников выполнены из древеснослоистых пластиков и смываются водой из проточного тракта турбины.
Необходимая плотность при закрытом направляющем аппарате обеспечивается уплотнениями из профильных резиновых шнуров, заложенных в пазы тела пера лопатки и установленных на торцевых поверхностях крышки турбины и нижнем кольце направляющего аппарата.
Поворот лопаток направляющего аппарата осуществляется четырьмя масляными сервомоторами двойного действия через регулирующее кольцо и механизм поворота.
Регулирующее кольцо, выполненное сварным из листовой стали, имеет три опоры скольжения: две кольцевые и одну торцевую. В закрытом положении направляющего аппарата кольцо удерживается стопорным устройством с ручным управлением. Лопатки направляющего аппарата связаны с регулирующим кольцом посредством шарнирного механизма поворота с серьгами, регулируемыми по длине.
Крышка турбины - сварной конструкции, выполнена из четырех частей, соединяемых на монтаже болтами. На крышке установлены четыре качающихся прямоосных сервомотора.
Стальной корпус сервомотора с одной стороны шарнирно укреплен на опоре, а с другой стороны опирается на поддерживающий ролик. Опора ролика крепится к крышке турбины. Внутри корпуса сервомотора перемешается чугунный поршень, связанный регулируемой по длине тягой с регулирующим кольцом. Каждый сервомотор снабжен устройством замедления движения. Нижнее кольцо направляющего аппарата - сварное из листовой стали, выполнено из четырех частей.


Фиг. 26. Разрез по турбине типа Пр 40-В-880 (Днепрогэс II)

Пропеллерное рабочее колесо имеет шесть неподвижных лопастей, отлитых из нержавеющей кавитационностойкой стали. Каждая лопасть крепится к корпусу рабочего колеса болтами. В окнах корпуса имеются овальные отверстия для крепления лопастей. Овальная форма отверстий и сменные клиновые шпонки позволяют производить жесткую установку лопасти в пределах 2° номинального положения. На нижнем торце корпуса рабочего колеса закреплен обтекатель.
Вал турбины - кованый из стали в виде обечайки с двумя фланцами. Поверхность вала, сопряженная с направляющим подшипником, тщательно обработана и отполирована. В зоне установки ремонтного уплотнения вал облицован листами из нержавеющей стали. Вал уплотнен двусторонним резиновым уплотнением лепесткового типа.
Вал агрегата - единый и крепится непосредственно к втулке генератора.
Направляющий подшипник работает на масляной смазке с принудительной циркуляцией масла. Корпус подшипника отлит из стали в виде жесткого оребренного цилиндра с фланцем в верхней части и кольцевым поясом в нижней. Внутренняя рабочая поверхность подшипника, на которой имеются смазочные канавки для равномерной смазки шейки вала турбины, залита баббитом.
Управление турбиной осуществляется электрогидравлическим регулятором типа ЭГР-2М-150-4, который обеспечивает пуск и останов турбины на ручном и автоматическом управлении, устойчивую работу на холостом ходу и во всем диапазоне гарантированных нагрузок при индивидуальном и групповом регулировании, работу в режиме синхронного компенсатора. Для питания системы регулирования маслом под давлением установлена маслонапорная установка типа ЛШУ-16-2-40.

Техническая характеристика
Напор, м:
расчетный .. 34,3
максимальный ...   38,3
минимальный ...      30,2
Мощность, кВт ..  115000
Скорость вращения,         об/мин .    107,1
Диаметр рабочего колеса, мм .. . 6800
Количество лопастей    рабочего колеся ..  6