Измерения сопротивлений обмоток производятся с целью проверки исправности схемы соединений, надежности паек и уточнения технических данных, используемых при расчетах и настройке режимов управления. У крупных машин постоянного тока и машин переменного тока высокого напряжения следует произвести измерения сопротивлений всех обмоток; измерение сопротивлений обмоток машин переменного тока низкого напряжения, а также якорей и последовательных компенсационных обмоток машин постоянного тока мощностью ниже 40 кВт рекомендуется производить только при необходимости проверить их исправность или определить схему внутренних соединений.
Рис. 1-25. Схема измерения сопротивлений при помощи одинарного моста.
Измерения активных сопротивлений выполняются с помощью моста постоянного тока или методом вольтметра — амперметра.
Для измерения сопротивлений больше 1 ом целесообразно пользоваться одинарными мостами Уитстона (см. § 1-4). Принцип их действия, как известно, основан на подборе отношения сопротивлений (рис. 1-25), при котором гальванометр не дает отклонений.
Измерения следует производить при небольших токах по сравнению с номинальными во избежание чрезмерного нагревания обмотки и искажения результатов измерения.
Рис. 1-26. Схемы измерения сопротивлений с помощью вольтметра и амперметра. а — измерение сопротивлений свыше 50 ом методом вольтметра—амперметра; б — то же до 50 ом; в — измерение сопротивлений с помощью вольтметра (первое измерение); г —то же, но второе измерение.
При производстве измерений методом вольтметра — амперметра необходимо учитывать, что обмотки электрических машин обладают значительной индуктивностью и при отключении источника питания на них могут возникнуть напряжения, опасные для персонала, а также для витковой изоляции самих обмоток. Во избежание повреждений вольтметр следует подсоединять к схеме только после включения источника питания и отсоединять до разрыва цепи тока в обмотке.