Объем и характер ремонтных работ определяют в результате внешнего осмотра машины, в процессе предремонтных испытаний и разборки, а также после осмотра и испытаний отдельных частей.
Перед осмотром машину очищают от грязи и пыли, продувают сжатым воздухом ее наружную поверхность, обмотки, контактные кольца, коллектор и другие доступные части. При осмотре проверяют комплектность (наличие у машины всех основных частей и деталей): корпус, подшипниковые щиты и крышки, колодки зажимов, выводные концы и др.
В ремонт принимают, как правило, комплектные машины, т. е. такие, у которых имеются все сборочные единицы и детали. Не принимают в ремонт электрические машины малой и средней мощности, если у них разбит корпус или подшипниковый щит, отбито более двух лап, машины со значительными повреждениями механических частей, которые невозможно устранить силами ремонтного цеха или предприятия. Восстановление таких машин требует значительных затрат, превышающих стоимость новой машины. Кроме того, после ремонта они не будут обладать достаточно высокой эксплуатационной надежностью.
В тех случаях, когда машина имеет исправную механическую часть и может быть отремонтирована без перемотки перед разборкой, проводят предремонтные испытания на холостом ходу в течение 30 мин. Перед включением электродвигателя в сеть проверяют свободный ход ротора, наличие смазки в подшипниках, измеряют сопротивление и испытывают электрическую прочность изоляции.
Во время предремонтных испытаний на холостом ходу измеряют токи в фазах трехфазных двигателей, вибрации, проверяют состояние механической части машины, нагрев подшипников, работу щеточно-коллекторного аппарата и выполняют ряд других операций. Увеличение тока холостого хода сверх максимально допустимых значений может свидетельствовать о ряде дефектов: увеличении воздушного зазора, осевом смещении ротора относительно статора, слабой прессовке сердечника, уменьшенном числе витков обмотки в результате ошибки при предыдущем ремонте.
В процессе разборки замеряют воздушный зазор, зазоры в подшипниках, износ коллектора, контактных колец, щеткодержателей. Замеренный воздушный зазор сравнивают с каталожными данными. Если такие сведения отсутствуют, о допустимости зазора можно судить по ориентировочным данным (табл. 1, 2).
Таблица 1. Воздушные зазоры у асинхронных двигателей
Если позволяет конструкция, воздушный зазор замеряют до разборки с каждой стороны машины в трех-четырех точках через отверстия в торцах щитов. Среднее значение зазора вычисляют как среднеарифметическую произведенных замеров. Особое внимание обращают на замеры зазоров у асинхронных машин.
Таблица 2. Воздушные зазоры у машин постоянного тока
Мощность машины, кВт | Зазор, мм. под полюсом | Мощность машины. кВт | Зазор, мм. под полюсом | ||
главным | добавочным | главным | добавочным | ||
0,2—1 | 0,6 | 1,0 | 20—30 | 2.0 | 4,0 |
1-2 | 0,8 | 1,0 | 30—50 | 3,0 | 5,0 |
3-5 | 1.0 | 2,5 | 50—100 | 4,0 | 6,0 |
6—8 | 1,0 | 3,0 | 100—150 | 4,5 | 6,0 |
9—20 | 1,5 | 3,0 |
|
|
|
Увеличение воздушного зазора приводит к уменьшению коэффициента мощности cos ф, кпд и мощности машины.
Асинхронные двигатели с зазором, увеличенным более чем на 25%, в ремонт не принимают. Чтобы поднять коэффициент мощности при перемотке двигателей с увеличенным зазором, изменяют обмоточные данные.
Если машина не имеет отверстий в щитах, зазоры измеряют после разборки. Ротор укладывают на внутреннюю поверхность статора и замеряют зазор в верхней точке. Затем ротор поворачивают на 90° и вновь замеряют зазор 62 в верхней точке. Средняя величина рассчитывается по формуле 6ср=0,25.
Радиальные зазоры в подшипниках качения измеряют щупом, вводя его между телом качения и беговой дорожкой наружного кольца в верхней его точке при горизонтальном положении оси машины. Допустимые зазоры приведены в табл. 3.
Таблица 3. Допустимые зазоры в подшипниках качения
Внутренний диаметр подшипника, мм | Зазор в шариковых подшипниках, мм | Зазор в роликовых подшипниках, км | ||
минималь | максимальный | минималь | максимальный | |
20-30 | 0 005 | 0,100 | 0.010 | 0,100 |
35-50 | 0,010 | 0 150 | 0,020 | 0,150 |
55—80 | 0,015 | 0,200 | 0,030 | 0,200 |
85-120 | 0,020 | 0,300 | 0,040 | 0,300 |
125—180 | 0,025 | 0,350 | 0,045 | 0,350 |
В подшипниках скольжения с неразъемными вкладышами верхний зазор (табл. 4) между шейкой вала и вкладышем измеряют щупом, который по возможности вводят па всю длину вкладыша. Замеряют также и боковые зазоры, которые не должны превышать половину зазора в верхней части.
После разборки части машины, подлежащие ремонту, промывают и испытывают, определяют объем и содержание ремонтных работ для каждой из них и оформляют дефектационную карту. На ее основе составляют маршрутную технологическую карту ремонта.
Таблица 4. Допустимые зазоры в разъемных и неразъемных подшипниках скольжения
Диаметр шейки вала, мм | Верхний зазор, мм, при частоте вращения, об/ мин | ||
от 750 до 1000 | свыше 1000 до 1500 | свыше 1500 до 3000 | |
31—50 | 0,050—0,112 | 0,075—0,160 | 0,17—0,34 |
51—80 | 0,065—0,135 | 0,095—0,195 | 0,20—0,40 |
81 — 120 | 0 080—0,160 | 0,120—0,235 | 0,23—0,46 |
121 — 180 | 0,100—0,195 | 0,150—0,285 | 0,26—0,52 |
181—260 | 0,120—0,225 | 0,180—0,300 | 0,30—0,60 |
261—360 | 0,140—0,250 | 0,210—0,380 | 0,34—0,68 |
Работы по выявлению неисправностей и повреждений перед ремонтом называют дефектацией.
Коллекторы и контактные кольца подлежат замене, если их износ превышает предельно допустимую величину (табл. 5).
Таблица 5. Допустимый износ коллектора и контактных колец
Наружный диаметр коллектора или контактных колец D, мм | Минимальный размер h, мм | Наружный диаметр коллектора или контактных колец D, мм | Минимальный | ||
для коллектора | для контактных колец | для коллектора | для контактных колец | ||
До 100 | 2,5 | 3 | Выше 250 до 300 | 4,0 | 6 |
Выше 100 до 150 | 3,0 | 4 | » 300 » 350 | 4,5 |
|
» 150 » 200 | 3,5 | 4 | » 350 » 400 | 5,0 |
|
» 200 » 250 | 4,0 | 5 | » 400 » 500 | 5,0 | — |
В ремонтном цехе могут отсутствовать необходимые для ремонта данные машин старых конструкций. При подготовке к ремонту таких машин снимают необходимые эскизы и схемы, в дефектационную карту записывают все сведения, без которых не могут быть восстановлены обмотки и другие части машины: число и размеры проводов в пазу, тип и шаг обмотки, число пазов, вылеты лобовых частей и др.
Для облегчения удаления обмотки из пазов статоров, подлежащих перемотке, изоляцию выжигают. Статор помещают в герметически закрытую электропечь, в которой автоматически поддерживается 350—400 С, и выдерживают в ней 4—6 ч. Если статор по своим размерам не может быть размещен в печи, то изоляцию выжигают, нагревая обмотку током от понижающего трансформатора. В этом случае необходим тщательный контроль температуры сердечника, которая не должна превышать 400 С.
Рис. 1. Моечная машина с вращающимся разбрызгивателем
Статоры и роторы крупных машин после удаления обмотки очищают от грязи и масла специальными негорючими жидкостями МЖ-70, дизельным топливом с фреоном и др. По условиям пожарной безопасности очистка бензином запрещается.
Части машин меньших размеров укладывают в контейнеры, используя проходные моечные машины и моечные средства МЛ. Раствор подогревают до 85—90 С.
В установке с вращающимся разбрызгивателем моечная жидкость из бака 1 (рис. 1) центробежным насосом под давлением подается по трубе 3 в распределитель 4, откуда поступает в разбрызгиватель 2. Части машины крепят к стойкам, устанавливаемым па тележку 6, которая закатывается в моечную камеру 5. Благодаря вращению разбрызгивателя они омываются со всех сторон. Раствор из камеры стекает через люк-сетку в бак 7. Процесс мойки длится 7—10 мни. Затем включают вентилятор и после 3—5 мин его работы тележку выкатывают из камеры. Моечные растворы оказывают агрессивное действие на алюминий и его сплавы, поэтому нельзя промывать ими детали, выполненные из этих материалов.