В случае пробоя обмотки статора при работе электродвигателя последний заменяют резервным. При отсутствии резервного электродвигателя выполняют аварийный ремонт обмотки с удалением части секций. В каждой фазе допустимо исключать не более 10% секций. У электродвигателя типа АТД-500 водной фазе обмотки 12 секций. Следовательно, можно удалить только одну секцию.
Выводные концы поврежденной секции перекусывают от схемных перемычек и изолируют. Схемные перемычки припаивают меднофоофористым припоем и изолируют. Головку поврежденной секции с одной стороны разрезают, витки разводят и изолируют. Головку разрезают для того, чтобы предупредить образование короткозамкнутого витка, прохождение тока по которому приведет к недопустимому нагреву рядом лежащих секций паза.
Отремонтированные таким образом электродвигатели могут работать несколько лет без ремонта обмотки статора, но для повышения надежности их работы в плановый капитальный ремонт необходимо заменить вырезанные секции новыми.
Для замены поврежденной секции поднимают шаг обмотки статора. Перед подъемом шага обмотки разизолируют и распаивают схемные соединения и расклинивают пазы, в которых будут подняты секции. Для предотвращения повреждения изоляции поднимают секции, предварительно нагрев их до температуры 85—90° С. При указанной температуре изоляция секций становится достаточно эластичной и безболезненно выдерживает неизбежные при подъеме шага деформации. Подогревают секции током от двигатель-генератора постоянного тока или сварочного трансформатора. Величину тока регулируют так, чтобы нагрев секции происходил за 15—20 мин. Подъем секции ведут с обоих концов паза, не снимая нагрев,
Для подъема «а секцию у самого края активной стали надевают петлю из нескольких витков киперной ленты, которую натягивают рычагом из дерева, опирающимся на зубец статора (рис. 1). Для предотвращения изгиба пазовой части секций в зазор между верхней и нижней секцией в местах воздушных каналов между пакетами стали статора продевают киперную ленту и продолжают поднимать секцию. После выхода одной стороны секции из паза ее продолжают поднимать, следя за поворотом лобовых частей и искривлением головок и не допуская образования трещин.
Рис. 1. Подъем секции обмотки статора.
Рис. 2. Поднятый шаг обмотки статора.
Рис. 3. Выравнивание лобовых частей обмотки статора.
Рис. 4. Укладка секций (стержней) в паз.
1 — стержень; 2 — зубец; 3 — осадочная доска; 4 — головка: 5 — основание; 6— стойка; 7 — винт; в — вороток; 9 — ребро; 10 — вороток; 11 — винт; 12 — планка; 13 — наконечник; 14 — брусок.
1 — домкрат; 2 — планка.
Приподнятую секцию подвязывают киперной лентой к расположенным выше лобовым частям обмотки или к доске, уложенной в расточку статора (рис. 2).
После подъема шага обмотки демонтируют поврежденную секцию, осматривают и продувают паз сухим сжатым воздухом, на дно паза по всей его длине укладывают прокладку из изоляционного материала (текстолит, гетинакс, стеклотекстолит).
Новую секцию испытывают согласно нормам, проверяют соответствие ширины и высоты секции размерам паза, нагревают до температуры 85—90° С, натирают пазовую часть парафином с целью предупреждения задиров и осторожно укладывают в паз.
Перед опусканием шага обмотки пазы осматривают на отсутствие посторонних предметов и укладывают изоляционные прокладки. После нагрева секции укладывают в пазы. Выравнивают лобовые части при нагретой секции специальным домкратом (рис. 3). Осаживают секции в паз при помощи домкратов (рис. 4) через осадочную доску 3, изготовленную из дерева твердой породы или текстолита. После осаживания секции заклинивают пазы, паяют и изолируют схемные соединения, устанавливают бандажи и проводят электрические испытания.
У электродвигателей со стержневой обмоткой статора (например, АТД-8000) перед подъемом шага необходимо разизолировать и распаять соединения в головках стержней. Соединение и пайку стержней в головках осуществляют меднофосфористым припоем при помощи медного хомута. Для улучшения пластичных свойств меди соединительные хомуты перед установкой отжигают. Хомуты нагревают до температуры 650—700° С (вишневый цвет) и охлаждают водой. Отжиг хомутов позволяет собрать головку под пайку с минимальными зазорами. Перед пайкой головок теплоизолируют стержень мокрым асбестом. После окончания пайки удаляют асбест, зачищают подгоревшую изоляцию, проверяют качество пайки, снимают наплывы припоя и подготавливают головку к изолировке. Все пустоты и неровности головки перед изолировкой заполняются мастикой, изготовленной из асбеста и лака БТ-99. Размельченный асбест перед изготовлением мастики просушивают и проверяют на отсутствие в нем металлических опилок. В зависимости от заводского исполнения изолировку головок производят изоляционными коробками из формовочного миканита или микалентой и лакотканью. Сверху головку покрывают слоем киперной или стеклянной ленты, пропитывают лаком БТ-99 и покрывают эмалью ГФ-92хс.
При подъеме шага обмотки, имеющей температурный контроль в пазах статора, обращается внимание на пазы с уложенными термосопротивлениями, чтобы исключить их повреждение.