РЕМОНТ ОБМОТОК СТАТОРОВ
В настоящее время на АЭС все большее применение находят электродвигатели, обмотки статоров которых выполняются с изоляцией на термореактивных связующих. Как было сказано выше, эти обмотки в основном не ремонтопригодны. Но некоторые дефекты и повреждения изоляции могут быть устранены в условиях АЭС.
Работы по восстановлению изоляции на термореактивных связующих, учитывая ее хрупкость, должны производиться с соблюдением мер предосторожности
Рис. а. Восстановление изоляции поврежденного участка обмотки. 1 — медь; 2 — шпатлевка; 3 — простынки из ленты (четыре-пять слоев); 4 — лента стеклослюдинитовая; 5 изоляция катушки.
во избежание повреждения изоляции исправляемой и рядом находящихся катушек. Для разделки кромок изоляции следует применять острые ножи или стамеску с хорошо заточенной под углом 15—20° режущей кромкой шириной 4—6 мм. В сочетании со стамеской можно использовать молоток массой не более 0,1 кг.
При обнаружении забоин на поверхности и электрического пробоя изоляции лобовых частей поврежденные места изоляции зачищают. При устранении забоины поврежденное место зачищают, делая коническое углубление, а при пробое разделывают изоляцию до меди витка (рис. а). Место разделки обезжиривают бензином «галоша» (ГОСТ 1012-72) и тщательно заделывают шпатлевкой.
Материалы, применяемые для приготовления эпоксидного лака и шпатлевки, приведены в приложении 1.
Поверх шпатлевки укладывают четыре-пять простынок соответствующих размеров из стеклослюдонитовой ленты ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5/0,13Х 100) и прибандажировывают их двумя слоями ленты ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5/0,13Х20) с перекрытием на 1/2 ширины. При отсутствии стеклослюдннитовой ленты шириной 100 мм может быть использована лента меньшей ширины, при этом укладывают четыре-пять слоев простынок с перекрытием их в каждом слое на 1/2 ширины. При устранении повреждения изоляции стеклослюдннитовой лентой ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5/0,13x20) укладывают семь слоев с перекрытием на 1/2 ширины. Каждый слой простынок и лент промазывают лаком. Отверждение лака и шпатлевки проводят на воздухе в течение 48 ч, по истечении которых па ощупь проверяют результат: лак должен быть твердым и не иметь «отлипа». Сушка лака может быть ускорена до 6 ч нагревом до 80 °С.
После отверждения изоляции ее испытывают двукратным поминальным напряжением, наложив электрод на исправленное место.
При повреждении изоляции или обрыве межкатушечного или межгруппового соединения их восстанавливают в такой последовательности: снимают изоляцию на поврежденном месте или на концах провода на длине 15 мм, а в случае обрыва провода рихтуют его и срезают оба конца под папку под углом не менее 45°; концы соединяют пайкой припоем ПСР-15 (ГОСТ 19738-74) или другим припоем, содержание серебра в котором должно быть не менее 15%; серебросодержащие припои применяют для электродвигателей мощностью 5000 кВт и выше, для обмоток двигателей меньшей мощности используют припои, не содержащие серебра (ЦМФ-7 и др.); изолируют соединение стекло- слюдинитовой лентой ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5/0,13Х20) не менее чем в 10 слоев с перекрытием на 1/2 ширины и послойной промазкой лаком; накладывают слой стеклянной ленты ЛЭС-0,10X20 (ГОСТ 5937-R8) с перекрытием на 1/2 ширины, промазывая лаком при натяжении 98—147 Н, уплотняя ранее наложенную изоляцию; после отверждения изоляции на исправленное место накладывают электрод и испытывают двукратным номинальным напряжением.
При пробое или витковом замыкании в пазу катушки верхнего ряда неисправность устраняют в такой последовательности:
испытывают две оставшиеся фазы испытательным напряжением 1,7 Uном; отыскивают пробитую катушку и обрезают ее вблизи головок лобовых частей: извлекают полукатушку из паза по отдельным проводникам; зачищают стенки паза от оставшейся корпусной изоляции полукатушки, избегая их повреждения и замыкания листов электротехнической стали;
на оставшейся полукатушке в местах среза разделывают па конус корпусную изоляцию, освобождают каждый проводник от витковой изоляции, разделывая ее также на конус; изготовляют новую полукатушку из провода ПСД (ГОСТ 7029 69) соответствующего сечения с наложением на каждый виток изоляции в один слой стеклослюдинитовой ленты ЛС-25-ТТ-УТ (УП-2,5/0,09x20) с перекрытием на 1/2 ширины для двигателей мощностью до 1000 кВт или стеклослюдинитовой ленты ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2.5/0.13Х20) для двигателей мощностью свыше 1000 кВт; изоляцию каждого витка сводят на конус и промазывают лаком; укладывают новую полукатушку в паз, наложив на нее в нескольких местах временный бандаж, и подгоняют полукатушки одну к другой; срезают каждый проводник полукатушек под пайку под углом не менее 45°;
снимая временный бандаж, выполняют корпусную изоляцию новой полукатушки стеклослюдинитовой лентой ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5/0,13X20) с перекрытием на 1/2 ширины с послойной промазкой лаком холодного отверждения; ленту укладывают с максимальным натяжением, выдерживая количество слоев для пазовой части не менее семи для электродвигателей мощностью до 1000 кВт и восьми — для двигателей мощностью свыше 1000 кВт, а для лобовой — соответственно шесть и семь слоев; разрешается вместо ленты ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5/0,13X20) использовать ленту ЛСК-1К-110-ТТ 0,13X20 (ТУ 16-503/074-70); у головок лобовой части корпусная изоляция сводится на конус;
после укладки полукатушки в паз проверяют точность подгонки головок полукатушек, заклинивают ее, промазывая лаком прокладки, клинья и стенки паза; закрепляют лобовую часть новой полукатушки с помощью стеклотекстолитовых распорок и стеклочулка АСЭ4(б)3,5, смазывая лаком места закрепления (распорки, катушки в местах их прилегания, стекло- чулок) ; после выполнения этих операций изоляцию отверждают, как было указано выше;
производят пайку проводников припоем ПСР-15 (ГОСТ 19738-74), смещая места пайки последующего витка на 10—15 мм; при большом количестве проводников в катушке пайку ведут в шахматном порядке; места пайки тщательно зачищают от наплывов припоя (рис. 30); в местах пайки накладывают витковую изоляцию стеклослюдинитовой лентой ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5/0,13x20) в один слой с перекрытием на 1/2 ширины и промазкой лаком; пайку последующих проводников выполняют только после отверждения изоляции на предыдущих; в качестве витковой изоляции можно использовать прокладки из миканита ГФС 0,05 (ГОСТ 6120-75); корпусную изоляцию в местах пайки выполняют стеклослюдинитовой лептой ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5/0,13x20) в шесть слоев для электродвигателей до 1000 кВт и в семь — для электродвигателей свыше 1000 кВт с перекрытием на 1/2 ширины с послойной промазкой лаком.
После отверждения лака проводят испытания фазы напряжением 1,7 Uном.
При пробое или витковом замыкании в пазовой части катушки нижнего ряда или в местах, не доступных для восстановления изоляции, завод-изготовитель рекомендует заменять сердечник статора с обмоткой.
Рис. 0. Соединения замененной полукатушки с лобовых частях.
1 — корпусная изоляция; 2 — витковая изоляция; 3 —лента сгекло- слюдиннтовая: 4 — медь.
Для обеспечения временной работы электродвигателя серии АТД2 до капитального ремонта разрешается исключить из схемы поврежденную катушку, а также еще по одной катушке в каждой из фазных групп через 60" (всего шесть катушек). Концы исключенных катушек изолируют корпусной изоляцией стеклослюдинитовой лентой ЛС-40-ТТ-УТ (УП-2,5/0,13x20) в несколько слоев, накладывая поверх нее стеклянную ленту ЛЭС-0,10X20 (ГОСТ 5337-68) с перекрытием на 1/2 ширины и промазывая лаком.
Рис. 2. Схема вязки лобовых частей обмотки статора.
1 — катушка; 2 — бандажное кольцо: 3 — вязка шнуром.
При необходимости частичной или полной замены катушек (стержней) ремонтопригодной статорной обмотки снимают изоляцию и распаивают места их соединений.
Рис. 1. Приспособление для поднятия катушек (стержней) из паза.
I — упор верхний; 2 — ремень с регулирующим зажимом; 3 — рычаг; 4 — стойка верхняя; 5 — распорный винт; 6 — стойка; 7 — упор нижний.
Под ремонтопригодной статорной обмоткой имеется в виду обмотка с микалентной компаундированной или термореактивиой изоляцией, запеченной до укладки в пазы статора.
При полной замене обмотки катушки (стержней) извлекают из пазов, выбивая предварительно из них пазовые клинья.
При частичной замене обмотки клинья выбивают только из тех пазов, из которых необходимо извлекать катушку. При извлечении катушки из нижнего ряда принимают меры предосторожности, чтобы не повредить катушку верхнего ряда. При замене катушек крупных двигателей их предварительно разогревают до 70 °С с помощью сварочного трансформатора, а затем извлекают, используя специальные приспособления (рис. 1). Вновь укладываемые секции должны быть предварительно разогреты, как и катушки, у которых приподняты части верхнего ряда.
После укладки новых секций обмотки выполняют соответствующим припоем пайку соединений, предварительно проверив состояние изоляции, производят заклиновку пазовой части, вязку лобовых частей шнуром, устанавливая соответствующие распорки, и покрывают эмалью ГФ-92-ХК (рис. 2).