Содержание материала

После разборки электродвигателя состояние сердечников статора и ротора устанавливают тщательным наружным осмотром и проверкой степени запрессовки листов, а также испытанием для выявления участков с недопустимыми перегревами из-за нарушения изоляции между листьями и для определения потерь в сердечниках.
Разделка короткозамыкающего кольца
Рис. 8. Разделка короткозамыкающего кольца.
а — при заварке места трещины на демонтированном кольце: б — при заварке без демонтажа кольца.
При осмотре поверхности сердечников отмечают мелом участки, имеющие потемнения, цвета побежалости, пакеты со следами красноватой пыли, свидетельствующей о местных повреждениях.
Плотность запрессовки проверяют с помощью контрольного ножа (см. рис. 25) со стороны расточки в каждом зубце, а со стороны спинки — во всех доступных местах. При удовлетворительном состоянии запрессовки лезвие ножа не должно входить между листами более чем на 2 мм при достаточно сильном нажатии рукой.
Места с неудовлетворительной запрессовкой отмечают мелом.
Испытание статоров производят до и после ремонта для оценки его эффективности.
Наиболее часто ослабление прессовки наблюдается в зубцовой зоне. Устраняют этот дефект путем забивки текстолитовых или гетинаксовых уплотняющих клиньев. Размеры клиньев подбирают в соответствии с размерами зубца, а при забивке углубляют их на 2—3 мм ниже поверхности сердечника, покрывая клеящим лаком или клеем БФ-2, и для предохранения от выпадения отгибают на них края смежных листов стали.
Сердечник статора в местах, где забиты уплотняющие клинья и нарушена лаковая пленка, покрывают маеляно-битумным лаком воздушной сушки БТ-99 (ГОСТ 8017-74), что позволит при последующих ремонтах по состоянию лакового покрытия судить о плотности прессовки.
При ослаблении прессовки всего сердечника в специальном приспособлении в условиях мастерской его прессуют, укладывая на него листы текстолита марки СТЭФ, вырезанные по форме листов стали и прижимаемые нажимной шайбой.

УСТРАНЕНИЕ МЕСТНЫХ ОПЛАВЛЕНИЙ СЕРДЕЧНИКА

Повреждение изоляции обмоток в пазовой части, сопровождающееся электрической дугой, сила которой зависит от характера повреждения изоляции, может служить причиной местного оплавления сердечника в пределах одного-двух пакетов.
При ремонте поврежденного места оплавленные листы вырубают так, чтобы не оставалось сплавленных между собой листьев и следов расплавленной меди. Заусенцы между листами удаляют, обрабатывая поверхность вырубленной зоны шлифовальным камнем или острым шабером. После вырубки и снятия заусенцев листы сердечника раздвигают отверткой или ножом и
Ё образующиеся щели заливают лак БТ-99, а на глубину не менее 10 мм закладывают пластинки из слюды толщиной 0,05—0,07 мм. Отремонтированный участок сердечника после установки пластинок покрывают лаком БТ-99.
При ремонте поврежденного участка, находящегося в пазу, принимают меры для предотвращения вспучивания обмотки, для чего в вырубленную зону укладывают полоски текстолита или гетинакса либо заполняют ее специальной замазкой на основе эпоксидной смолы. Способ приготовления замазки приведен в приложении 3.
Перед заполнением вырубленной зоны ее очищают, удаляют образовавшуюся металлическую и наждачную пыль, продувают сухим воздухом и промывают уайт-спиритом. Зону заполняют замазкой с помощью металлического шпателя, предварительно располагая ее горизонтально во избежание вытекания замазки. Замазка отверждается в течение 24 ч при комнатной температуре.
При ремонте значительной зоны повреждения (вырублен зубец на длину одного-двух пакетов) применяют заполнители из текстолита или гетинакса, которые тщательно подгоняют по месту для обеспечения плотного прилегания к сердечнику и обмотке. Тщательная подгонка дает возможность не выполнять какого-либо специального крепления заполнителя, так как его клинообразная форма препятствует выпадению из сердечника. Дополнительное крепление заполнителя создают и пазовые клинья, которые промазываются клеящим лаком или клеем БФ-2 и на которые отгибают края смежных листов сердечника.
При ремонте сердечников роторов заполнители из текстолита или гетинакса устанавливают в вырубленные зоны при условии, что окружная скорость на поверхности сердечника не превышает 20 м/с.
Подгонку заполнителя по месту производят с особой тщательностью, выполняя по его краям выступы, заходящие в вентиляционные каналы под соседние пазы. Это обеспечивает дополнительное крепление заполнителя обмоткой, расположенной в соседних пазах.
При окружной скорости сердечника, превышающей 20 м/с, применение заполнителей из текстолита и гетинакса недопустимо, так как выпадение их может повлечь за собой значительное повреждение обмоток и сердечника.

Выплавление большого объема стали (в трех пакетах и более), сопровождающееся выгоранием значительной площади многих листов и повреждением межлистовой изоляции, требует частичной или полной перешихтовки сердечника с переизолировкой листов. Это может быть выполнено в условиях специальной мастерской.

УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИИ ИСТИРАНИЯ ЗУБЦОВ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА СЕРДЕЧНИКОМ РОТОРА

Истирание сердечника статора происходит при уменьшении воздушного зазора между ротором и статором (проседании ротора), что, как правило, является следствием износа подшипников скольжения.
В результате длительного задевания ротора о статор на зубцах сердечника образуются заусенцы, которые соединяют между собой его листы, а также происходит местный перегрев сердечника, приводящий к сгоранию изоляции между листами.
Эти дефекты устраняют в условиях станции, разобрав электродвигатель.

Нож для разъединения листов сердечника
Рис. 9. Нож для разъединения листов сердечника.

Специальным ножом (рис. 9), который изготовляют в условиях АЭС из полотна для механической резки металла, и молотком массой до 0,5 кг «затертые» листы сердечника разъединяют. Ножом проводят между каждыми соседними листами зубцов сердечника, ударяя молотком по его боковой поверхности, противоположной заточенной. После снятия всех заусенцев листы сердечника поочередно раздвигают отверткой или ножом и образовавшиеся щели заполняют лаком БТ-99, закладывая на глубину 10—15 мм пластинки из слюды толщиной 0,05—0,07 мм. Завершают ремонт поврежденного участка покрытием лаком БТ-99.
После высыхания лака сердечник испытывают, чтобы убедиться в отсутствии замыкания между его листами. Определяемые при этом испытании удельные потери в сердечнике от вихревых токов и перемагничивания являются одним из главных показателей оценки состояния изоляции между листами. Сравнивая результаты испытаний до и после ремонта, оценивают качество работ по изолированию листов.