Содержание материала

Усредненные величины сопротивлений обмоток машин определенных типов приводятся в информационных материалах [Л. 15, каталоги]. Заводы—изготовители крупных машин выдают протоколы приемо-сдаточных испытаний; во время наладки согласно требованиям ПУЭ [Л. 18] у большинства машин измеряется сопротивление параллельной обмотки.

Сопротивления последовательных обмоток измеряются только у крупных машин, используемых в системах быстродействующего управления.
Значение сопротивления параллельных обмоток возбуждения машин постоянного тока, измеренное при наладке, обычно отличается от заводских (каталожных) данных не более чем на 3—8%. Отклонения в величинах сопротивлений параллельных обмоток иногда имеют место из-за использования на заводах, изготовляющих машины, сечений и сорта обмоточной меди, не точно соответствующих первоначальным расчетам. Сравниваемые величины сопротивлений, естественно, приводятся к одной температуре, обычно 20° С; в случае неточной оценки температур возникнут расхождения показаний.
Повышенное сопротивление параллельной обмотки может вызвать увеличение скорости и уменьшение момента двигателя; при пониженном сопротивлении для получения номинальной скорости и снижения температуры обмотки может потребоваться установка добавочного сопротивления.
Согласно ГОСТ 183-66 на электрические машины допустимое отклонение величины фактической скорости двигателя от каталожной составляет ±20%; допустимое отклонение величины напряжения генератора от номинального значения +20% (отклонение в сторону снижения не ограничивается). Пригодность параллельной обмотки с отличающимся от каталожного значением сопротивления может быть установлена только после испытания машины на ходу и снятия внешней характеристики.
Сопротивление последовательных обмоток машины может быть измерено методом вольтметра — амперметра, с помощью двойного моста или микроомметра (см. § 1-4 и 1-8).
Известную трудность представляет измерение сопротивления обмотки якоря. В заводских формулярах обычно указывается сопротивление, измеренное между коллекторными пластинами на расстоянии полюсного шага.

Современные машины могут иметь различные схемы обмоток и дробное число коллекторных пластин на полюс. Измерение сопротивления якоря малых и средних машин следует производить при поднятых щетках; в крупных машинах параллельные соединения, создаваемые щетками, мало влияют на результат измерения.
При выборе расстояния по коллектору, на котором требуется измерять сопротивления якоря, можно руководствоваться соображениями, перечисленными ниже.

  1. Небольшие машины постоянного тока мощностью до 2—3 кВт и тахогенераторы изготовляются обычно с петлевыми обмотками без уравнительных соединений. Для измерения сопротивления якоря такой машины требуется поднять щетки и подвести щупы от измерительной схемы (например, двойного моста) к противостоящим по диаметру пластинам коллектора.

Пример 1. а) Пусть число пластин 80, тогда измерение производится между 1-й и 41-й пластинами.
б) При нечетном числе пластин — 81 измерение может производиться между 1-й и 41-й или 1-й и 42-й пластинами.
Полученный результат R' в 2р раз превосходит сопротивление якоря

где 2р — число полюсов машины.
2. Для измерения сопротивления якоря крупной или средней машины расстояние (шаг) по коллектору в пластинах Np, на котором требуется подвести щупы от измерительной схемы, определяется путем деления числа коллекторных пластин N на число полюсов 2р.
3. Во многих случаях достаточно определить сопротивление якоря приближенно, причем полученная величина может быть проверена по заводским данным. Для такого измерения не требуется поднимать щетки, рассчитывать шаг Νρ по коллектору, выяснять схему обмотки и т. п.

Щупы измерительной схемы прикладываются к коллектору у сбегающих краев щеток смежных траверс плюс одна пластина. Если полученный результат измерения не совпадает с заводскими данными, следует повторить измерение, смещая щуп на одну пластину в обе стороны.
Пределы допустимых отклонений измеренной величины сопротивления обмотки якоря от каталожных данных или формуляра заводских испытаний ПУЭ не нормируются и определяются наладчиком путем анализа в каждом конкретном случае. Обычно расхождение данных измерений является следствием неточности измерений или влияния температурного фактора.

Рис. 2-4. Двухконтактный щуп для измерения сопротивления обмотки якоря между смежными коллекторными пластинами.
1 -обойма щетки; 2 — текстолитовая колодка; 3 — латунный нажимной щуп.

Для расчета режимов управления приводом иногда требуются данные полного сопротивления цепи якоря совместно со щетками, дополнительными полюсами и другими последовательными обмотками. Искомое сопротивление приближенно может быть получено путем его измерения методом амперметра—вольтметра (подключаемых на выводы якорной цепи) при нескольких положениях проворачиваемого якоря.
В ряде случаев при отыскании повреждений якорной цепи или проверке правильности пайки обмоток во время ремонта требуется произвести измерение сопротивлений между каждой парой соседних пластин коллектора. Такие измерения следует производить с помощью микроомметра или методом вольтметра (милливольтметра) — амперметра. Для удобства рекомендуется изготовить двойные щупы с пружинами в изоляционной  рукоятке. При измерении щупы перемещаются по окружности коллектора.
Для проверки машин среднего габарита, легко проворачиваемых от руки, удобно пользоваться специальными щупами (рис. 2-4), приспособленными для установки в обойму щеткодержателя. После каждого замера якорь проворачивается на одну коллекторную пластину.