§ 8. ТИПЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ И НОРМЫ НАГРУЗОК
Распределительными устройствами называются щиты, состоящие из металлических конструкций, на которых смонтированы коммутационные, защитные, измерительные, регулирующие и сигнальные устройства, соединенные в соответствии с электрической схемой, предназначенные для:
а) удобного и безопасного включения и отключения электрических цепей;
б) защиты от перегрузки и токов короткого замыкания;
в) производства электрических измерений;
г) регулирования электрических параметров;
д) сигнализации о состоянии электрических цепей и положения
электрических аппаратов.
По назначению распределительные устройства разделяются на:
а) главные распределительные щиты;
б) распределительные щиты;
в) отдельные щиты (приемников).
Таблица 16
Нормы допустимых нагрузок на одиночные медные шины при температуре окружающей среды 40° С и нагреве до 90°С
Примечания. 1. В числителе даны значения допустимых нагрузок для постоянного тока, а в знаменателе для переменного тока.
2. Остальные пояснения даны в тексте.
В зависимости от места установки применяются щиты разных конструкций:
а) защищенные, в которых щиты заключены внутри металлических ящиков, защищающих приборы и аппараты от механических воздействий; ящики могут иметь отверстия для прохода кабелей и проводов или для вентиляции;
б) брызгозащищенные, которые отличаются от защищенных тем, что устройство кожуха исключает возможность попадания водяных капель внутрь ящика при направлении падения капель под углом 45° к вертикали;
в) водозащищенные, в которых щиты заключены внутри металлических ящиков такой конструкции, при которой влага внутрь ящика не может попасть при обливании его струей воды. Водозащищенные ящики имеют резиновые уплотнения у открывающихся дверец, а для ввода кабелей и проводов применяются сальниковые уплотнения.
Главный распределительный щит следует по возможности устанавливать перпендикулярно к диаметральной плоскости корабля в одном помещении с генераторами.
Для главных шин, а также всей ошиновки распределительных устройств применяется только шинная электролитическая медь.
Нормы нагрузки на плоские медные шины приведены в табл. 16.
Допустимые нагрузки, приведенные в таблице, рассчитаны на температуру окружающей среды 40° С и перегрев 50° С сверх 40° С, т. е. абсолютная температура медных шин допускается 90° С.
Если температура окружающей среды отличается от 40° С и равна t, то допустимый ток нагрузки при этом
Допустимая нагрузка на медные шины при больших сечениях и толщинах при переменном токе несколько ниже, чем при постоянном токе.
Уменьшение допустимой нагрузки на шины при переменном токе вызывается поверхностным эффектом и эффектом близости; последний заключается в том, что, в силу влияния магнитного потока соседней шины, ток по сечению шины распределяется неравномерно. Кроме того, теплоотдача с поверхности каждой шины, когда рядом расположены другие шины в пакете, ухудшается.
Значения коэффициентов для определения допустимой нагрузки для шин постоянного тока при применении в каждом полюсе нескольких шин приведены ниже (табл. 17).
Значения коэффициентов для определения допустимой нагрузки шин при переменном токе, когда число шин в пакете больше 1, определяется по табл. 17а.
Шинные полосы распределительных щитов окрашиваются в следующие цвета (места соединений и ответвлений шин не окрашиваются) (табл. 17б).
Таблица 17
Число полос | К | Примечание |
2 | 1,8 | Расстояние между соседними шинами принято равным толщине шин |
3 | 2,6 | |
4 | 3,4 |
Таблица 17а
Сечение полос, мм | Количество шин в фазе | Примечание | |||
2 | 3 | 4 | 5 | ||
50 X 5 | __ | 2,45 | 3,15 | 3,73 | Расстояние между соседними шинами принято равным толщине шины |
50X6 | 1,73 | 2,40 | 3,02 | — | |
50 X 8 | 1,67 | 2,30 | 2,90 | — | |
50 X 10 | 1,65 | 2,22 | 2,72 | — | |
80 X 6 | 1,70 | 2,32 | 2,96 | — | |
80 X 8 | 1,65 | 2,25 | 2,75 | — | |
80 X 10 | 1,60 | 2,10 | 2,60 | — | |
100 X 6 | 1,66 | 2,30 | 2,85 | — | |
100 X 8 | 1,61 | 2,15 | 2,70 | — | |
100 X 10 | 1,58 | 2,05 | 2,50 | — |
Таблица 176
Система и род тока | Назначение полос шин | Цвет |
Постоянный ток | Положительный полюс | Бордо |
Отрицательный полюс | Синий | |
Трехфазный ток | Фаза А | Желтый |
Фаза В | Зеленый | |
Фаза С | Красный | |
Постоянный и переменный ток | Защитное заземление | Черный |
Незаземленные нулевые и уравнительные | Фиолетовый | |
Заземленные нулевые и уравнительные | Фиолетовый с черными поперечными полосами |