Содержание материала

§ 8. ТИПЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ И НОРМЫ НАГРУЗОК
Распределительными устройствами называются щиты, состоящие из металлических конструкций, на которых смонтированы коммутационные, защитные, измерительные, регулирующие и сигнальные устройства, соединенные в соответствии с электрической схемой, предназначенные для:
а) удобного и безопасного включения и отключения электрических цепей;           
б) защиты от перегрузки и токов короткого замыкания;
в) производства электрических измерений;
г)  регулирования электрических параметров;
д) сигнализации о состоянии электрических цепей и положения
электрических аппаратов.                        
По назначению распределительные устройства разделяются на:
а) главные распределительные щиты;
б) распределительные щиты;
в)  отдельные щиты (приемников).

Таблица 16
Нормы допустимых нагрузок на одиночные медные шины при  температуре окружающей среды 40° С и нагреве до 90°С

Примечания. 1. В числителе даны значения допустимых нагрузок для постоянного тока, а в знаменателе для переменного тока.
2. Остальные пояснения даны в тексте.

В зависимости от места установки применяются щиты разных конструкций:        
а) защищенные, в которых щиты заключены внутри металлических ящиков, защищающих приборы и аппараты от механических воздействий; ящики могут иметь отверстия для прохода кабелей и проводов или для вентиляции;
б)  брызгозащищенные, которые отличаются от защищенных тем, что устройство кожуха исключает возможность попадания водяных капель внутрь ящика при направлении падения капель под углом 45° к вертикали;
в)   водозащищенные, в которых щиты заключены внутри металлических ящиков такой конструкции, при которой влага внутрь ящика не может попасть при обливании его струей воды. Водозащищенные ящики имеют резиновые уплотнения у открывающихся дверец, а для ввода кабелей и проводов применяются сальниковые уплотнения.
Главный распределительный щит следует по возможности устанавливать перпендикулярно к диаметральной плоскости корабля в одном помещении с генераторами.
Для главных шин, а также всей ошиновки распределительных устройств применяется только шинная электролитическая медь.
Нормы нагрузки на плоские медные шины приведены в табл. 16.
Допустимые нагрузки, приведенные в таблице, рассчитаны на температуру окружающей среды 40° С и перегрев 50° С сверх 40° С, т. е. абсолютная температура медных шин допускается 90° С.
Если температура окружающей среды отличается от 40° С и равна t, то допустимый ток нагрузки при этом

Допустимая нагрузка на медные шины при больших сечениях и толщинах при переменном токе несколько ниже, чем при постоянном токе.
Уменьшение допустимой нагрузки на шины при переменном токе вызывается поверхностным эффектом и эффектом близости; последний заключается в том, что, в силу влияния магнитного потока соседней шины, ток по сечению шины распределяется неравномерно. Кроме того, теплоотдача с поверхности каждой шины, когда рядом расположены другие шины в пакете, ухудшается.
Значения коэффициентов для определения допустимой нагрузки для шин постоянного тока при применении в каждом полюсе нескольких шин приведены ниже (табл. 17).
Значения коэффициентов для определения допустимой нагрузки шин при переменном токе, когда число шин в пакете больше 1, определяется по табл. 17а.
Шинные полосы распределительных щитов окрашиваются в следующие цвета (места соединений и ответвлений шин не окрашиваются) (табл. 17б).
Таблица 17


Число полос

К

Примечание

1,8

Расстояние между соседними шинами принято равным толщине шин

3

2,6

4

3,4

Таблица 17а


Сечение полос, мм

Количество шин в фазе

Примечание

2

3

4

5

50 X 5

__

2,45

3,15

3,73

Расстояние между соседними шинами принято равным толщине шины

50X6

1,73

2,40

3,02

50 X 8

1,67

2,30

2,90

50 X 10

1,65

2,22

2,72

80 X 6

1,70

2,32

2,96

80 X 8

1,65

2,25

2,75

80 X 10

1,60

2,10

2,60

100 X 6

1,66

2,30

2,85

100 X 8

1,61

2,15

2,70

100 X 10

1,58

2,05

2,50

Таблица 176


Система и род тока

Назначение полос шин

Цвет

Постоянный ток

Положительный полюс

Бордо

Отрицательный полюс

Синий

Трехфазный ток

Фаза А

Желтый

Фаза В

Зеленый

Фаза С

Красный

Постоянный и переменный ток

Защитное заземление

Черный

Незаземленные нулевые и уравнительные

Фиолетовый

Заземленные нулевые и уравнительные

Фиолетовый с черными поперечными полосами