ГЛАВА IV
АВАРИЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ
22. АВАРИЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
В качестве аварийных источников электроэнергии на судах применяются генераторы, приводимые во вращение бескомпрессорными двигателями внутреннего сгорания (дизелями) и аккумуляторы.
Правила Речного Регистра дают следующие указания в части аварийных источников электроэнергии (табл. 41).
Таблица 41
Аварийный источник электроэнергии должен устанавливаться возможно выше ватерлинии, соответствующей летней грузовой норме и, во всяком случае, не ниже палубы переборок.
Пуск в ход двигателя аварийного агрегата может осуществляться следующими способами:
а) автоматически, после исчезновения напряжения с основной электростанции, помощью электростартеров;
б) помощью воздуха из баллонов сжатого газа;
в) вручную.
Последний способ пуска обязательно предусматривается во всех случаях. Время ввода в действие аварийной электростанции не должно превышать 5 минут.
Если основные электростанции удовлетворяют условиям размещения и пуска, предъявляемым к аварийным агрегатам, то устройства аварийной электростанции не требуется.
Рис. 84. Принципиальная электрическая схема распределительного щита аварийной электростанции
Г — генератор трехфазного тока, В — возбудитель; РВ — реостат возбуждения, СЛ — сигнальная лампа, ПП — переключатель пакетный, ВП — выключатель пакетный, ПВ — переключатель вольтметра, КУ — кнопка
На щите аварийной электростанции должны устанавливаться «следующие электрические аппараты и приборы:
а) автомат или рубильник с предохранителями в цепях генератора;
б) амперметр и вольтметр на панели генератора;
в) устройство для контроля изоляции сети (при наличии аварийного агрегата);
г) автоматы или предохранители на каждом полюсе (каждой фазе) на отходящих фидерах;
д) сигнальные лампы, контролирующие наличие напряжения от главного распределительного щита и от аварийного источника питания.
От аварийного источника питания должны питаться, как минимум, приемники, указанные в табл. 42.
Таблицa 42
Перечень потребителей электроэнергии, подключаемых к аварийным источникам электроэнергии
Примечание. Питание электропривода руля может быть осуществлено от аварийного дизель-генератора или от аккумуляторной батареи.
На рис. 84 приведена электрическая схема распределительного щита аварийной электростанции с генератором трехфазного тока, для простоты — без регулятора напряжения типа РУН. Из схемы видно, что потребители щита аварийной электростанции могут питаться или от главного щита или от аварийного генератора.
Схема не предусматривает возможности питания главного щита от аварийной электростанции.
Контроль состояния изоляции сети, подключаемой к аварийному щиту, осуществляется тремя вольтметрами, соединенными «звездой». При этом нулевая точка вольтметров нормально не заземлена; для заземления нулевой точки предусмотрена кнопка КУ. Если при нажатии кнопки в сети будет полностью или через сопротивление заземлена какая-либо фаза, то вольтметр этой фазы покажет нуль или напряжение меньше, чем на других фазах. Вольтметры других фаз при этом покажут повышенное напряжение.
Такая схема обеспечивает отсутствие металлического соединения фаз с землей через цепь вольтметров, что повышает безопасность обслуживания установки.
Питание части потребителей аварийной электростанции должно резервироваться от аккумуляторной батареи (табл. 42).
На рис. 85 приведена электрическая схема зарядно-разрядного щита 24 в.
Приведенная схема допускает возможность зарядки как основной батареи на 24 в, так и стартерных батарей на 12 в. От щита 24 в питается станция автоматического пуска аварийного дизеля, авральная сигнализация, штепсели переносного освещения.
Потребители аварийного освещения питаются через нормально замкнутый контактор К (т. е. замкнутый при отсутствии напряжения в катушке), и, таким образом, если исчезнет напряжение от распределительного щита 220 В, контактор окажется замкнутым, и в цепь аварийного освещения будет подано напряжение 24 в от аккумуляторной батареи.
Таким образом, обеспечивается бесперебойная подача электроэнергии лампам аварийного освещения.