§ 33. СИГНАЛЬНЫЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОГНИ
Назначение сигнальных и отличительных огней.
Для обеспечения безопасности судов во время движения и на стоянках в темное время суток, правилами плавания по внутренним водам СССР установлена определенная система сигнальных и отличительных огней, которые должны применяться на судах речного флота.
На рис. 137 показана схема расположения сигнальных огней на речном катере и даны наименования огней.
Клотиковый огонь белого света с углом луча света 360° зажигается при стоянке судна в порту или у пристани.
Рис. 137. Схема расположения сигнальных огней на речном катере: а) вид с носа; б) вид сбоку; в) вид с кормы
1 — клотиковый огонь; 2, 3, 4 — топовые огни; 5—6 — бортовые огни; 7, 8, 9—гакобортные огни; 10, 11 — сигнальные огни встречному судну
Топовые огни (верхний, средний и нижний) с углом луча света 225° должны быть видимы на расстоянии 8 км в темную ночь при чистой атмосфере. Топовые огни зажигаются при движении судна или при стоянке судна на рейде или на мели.
Бортовые огни (зеленый с правого борта и красный с левого) с углом луча света 112,5° (считая от носа до траверза 90° и позади траверза 22,5°) должны быть видны на расстоянии 4 км в темную ночь при чистой атмосфере. Зажигаются при движении судна.
Гакобортные огни с углами лучей света 135° у среднего (сзади трубы) и 180° у бортовых — зажигаются при движении судна и при стоянке судна на фарватере или вблизи фарватера (на мели). У судов вместимостью менее 40 регистровых тонн применяется один средний гаковый огонь вместо трех.
Сигнальные фонари с углом луча света 180°, кратковременно зажигающиеся несколько раз при встрече с другим судном и сигнализирующие встречному судну, с какого борта должно пройти встречное судно, называются «отмашками».
Конструкция сигнальных фонарей.
Сигнальные и отличительные огни оснащаются лампами накаливания, которые заключены внутри фонарей специальной конструкции.
Рис. 138. Бортовой сигнальный фонарь
На рис. 138 показан бортовой фонарь в разрезе и вид его сверху. Между верхней и нижней частями корпуса фонаря зажимаются винтами стенка и линза. Между лампой и линзой закреплен светофильтр. Внутри крышки расположено фокусирующее устройство, с помощью которого лампа может быть перемещена вверх и вниз для установки в фокус.
Рис. 140. Внешний вид гакобортного фонаря
Резиновые прокладки обеспечивают брызгонепроницаемость фонаря.
Топовый фонарь по конструкции аналогичен Описанному ранее бортовому фонарю. Разница только в том, что топовый фонарь снабжен большей по размерам линзой (угол луча света 225° вместо 112,5°)· Внешний вид топового фонаря показан на рис. 139.
Гакобортный фонарь отличается от бортового и топового следующими особенностями: в стенке корпуса вместо линзы вставлено прозрачное стекло (с углом луча света 135° или 180°), отсутствует фокусирующее устройство, имеется некоторое различие в креплении фонаря. Внешний вид гакобортного фонаря показан на рис. 140.
На рис. 141 показан в разрезе сигнальный клотиковый фонарь. Этот светильник отличается от подпалубного тем, что в корпусе его отсутствует сальник, а для крепления взамен лапок имеется трубчатый прилив с резьбой.
Рис. 142. Принципиальная электрическая схема коммутатора сигнальных огней
БО — бортовой огонь; ГО — гаковый огонь; СР — сериесное реле с блинкером Б (дробс); ПВ2 — пакетный выключатель двухполюсный; Зв — звонок; ШС — шинка сигнальная.
Коммутатор сигнальных и отличительных огней.
Сигнальные и отличительные огни являются важными элементами судна, обеспечивающими бесперебойную работу транспорта в темное время суток. Поэтому необходимо обеспечить бесперебойноеэлектроснабжение фонарей и в случае погасания того или иного фонаря принять немедленно меры к восстановлению погашенного огня.
Для питания сигнальных и отличительных огней применяют специальный коммутатор, принципиальная схема которого показана на рис. 142. Как видно из схемы, каждый сигнальный фонарь питается через последовательно соединенную с ним катушку сериесного реле, называемого дробсом. Контакты реле нормально (т. е. при отсутствии тока в катушке) замкнуты.
Таким образом, если двухполюсный пакетный выключатель какого-либо сигнального фонаря включен, а лампа не горит (катушка реле в этом случае не обтекается током), то контакты реле оказываются замкнутыми и на сигнальную шинку (ШС) поступает напряжение. В этом случае раздается звуковой сигнал (электрический звонок получит напряжение), предупреждающий персонал судна о погасании фонаря.
Таблица 65.
Нормы освещенности на судах речного флота
№ п/п | Наименование помещений | Величина | наименьшей освещенности (люкс) | |
на рабочих поверхностях | горизонтальная на палубе и в проходах | вертикальная на переборках | ||
3 | Кладовые | 30 | 10 | — |
4 | Распределительные щиты, посты управления, телефонные станции и т. п. | 80 | 10 | — |
5 | Трюмы | — | 10 | — |
6 | Багажные отделения | — | 15 | 5 |
7 | Угольные ямы | — | 5 | — |
Одновременно в застекленном отверстии соответствующего сериесного реле можно видеть белое поле блинкера вместо красного. Красное поле блинкера свидетельствует о нормальной работе соответствующего сигнала.
Схема рис. 142 показана применительно к постоянному току, но и при переменном токе электрическая схема не меняется.