Содержание материала

ГЛАВА V
СУДОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ
§ 24. ТИПЫ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ


Рис. 86. Принципиальная схема распределения электрической энергии по магистральной системе с применением магистральных коробок

Распределение электрической энергии на судах производится через распределительные щиты по одной из следующих систем:
а)  магистральной;
б) фидерной;
в)     смешанной (фидерно-магистральной).

Рис. 87. Принципиальная схема распределения энергии по магистральной системе без применения магистральных коробок

 При магистральной системе распределения электрической энергии распределительные щиты получают питание от главного щита через магистральные  коробки (рис. 86).
На рис. 87 приведена электрическая схема распределения электрической энергии по магистральной системе без магистральных коробок. Здесь роль магистральных коробок выполняют распределительные щиты. Такую систему распределения энергии следует признать более целесообразной, чем систему с магистральными коробками.
При фидерной системе распределения электрической энергии каждый распределительный щит или крупные приемники получат питание от главного щита по отдельным самостоятельным фидерам (рис. 88).
Фидерная система распределения электрической энергии является более качественной в сравнении с магистральной системой, так как при повреждении какого-либо фидера будет погашен только один распределительный щит, в то время как при магистральной системе распределения повреждение кабеля может вызвать погашение нескольких распределительных щитов. В то же время фидерная система распределения энергии является более дорогой системой в сравнении с магистральной, так как требует больше кабелей.
При смешанной системе распределения электрической энергии часть распределительных щитов получает питание по магистральной системе, а часть по фидерной (рис. 89).

Рис. 88. Принципиальная схема распределения электрической энергии по фидерной системе

О применимости той или иной системы распределения электрической энергии можно сделать следующие рекомендации.
Питание малоответственных потребителей целесообразно производить по магистральной системе.
Питание ответственных потребителей целесообразно осуществлять по фидерной системе.

Рис. 89. Принципиальная схема распределения электрической энергии по смешанной (магистральнофидерной) системе

Схему питания особо ответственных потребителей следует осуществлять двойной (основное и резервное питание).
Как правило, на судах существуют следующие независимые электрические сети:
а)  силовая, электрического отопления и нагревательных приборов;
б)  осветительная, нормального освещения;
в)  осветительная, малого аварийного освещения;
г)  сеть установок слабого тока;
д) сеть радиотрансляции.

Самостоятельную сеть аварийного освещения на судах обычно не выполняют. Лампы аварийного освещения являются и лампами нормального освещения, но сеть питания ламп аварийного освещения устраивается таким образом, чтобы эти лампы питались от отдельной магистрали. В случае необходимости ограничить потребление электроэнергии, отключаются все лампы, кроме ламп аварийного освещения.
Малое аварийное освещение осуществляется в местах, жизненно необходимых для судна (в постах управления, у приборов котельной, сигнальных огней, в коридорах, проходах и др.).
Малое аварийное освещение обычно переключается автоматически на питание от аккумуляторной батареи, если подача электроэнергии от электростанции прекращается.
Судовые электрические сети делятся также на первичные и вторичные. В первичную сеть входит сеть питания основных и вспомогательных распределительных щитов.
Во вторичную сеть входит сеть питания приемников электрической энергии (электродвигателей, ламп, грелок и др.) от распределительных щитов.
От главного распределительного щита на судах обычно прокладываются отдельные фидеры для питания следующих потребителей:
а)  рулевой привод;
б)  брашпиль;
в)   шпиль;
г)   грузовые механизмы;
д)  лебедки земснарядов;
е)   грузовые насосы на наливных судах;
ж)   спасательные насосы на спасательных судах;
з)    рефрижераторные установки;
и)   вентиляционные устройства;
к)    механизмы машинного и котельного помещений;
л)   мастерские;
м)   радиостанция;
н)   электронагревательные приборы и грелки;
о)   прожекторы мощностью более 1000 вт;
п)   коммутатор или щиток отличительных и сигнальных огней.

В сети электрического освещения, независимой от силовой, предусматриваются следующие отдельные цепи:
а)  освещение грузовых трюмов;
б)  освещение машинного отделения;
в)   освещение котельного отделения;
г)   освещение пассажирских помещений;
д)  освещение пожарной команды;
е)   освещение санитарно-бытовых помещений;
ж)  питание сигнальных и отличительных огней, не подключенных к коммутатору;
з)  освещение дежурное;
и)  наружное освещение;
к)  освещение компасов, телеграфов и указателей положения руля;
л)  освещение шлюпочной палубы.

Указанные отдельные цепи могут питаться как от главного щита освещения, так и от вторичных щитков освещения.

Рис. 90. Схема электрической сети освещения на судне
Сеть аварийного освещения состоит из следующих основных цепей:
а)  отличительных и сигнальных огней (второе питание от щита общесудовой сети);
б)  освещение коридоров, трапов, проходов, площадок;
в)  освещение шлюпочных палуб;
г)  лампы у поста управления в машинном отделении, у водомерных и питательных приборов и других помещений.
В местах перехода с одного сечения на другое необходимо установить предохранители или автоматы, кроме тех случаев, когда
установленные предохранители или автоматы соответствуют величине тока, допустимой для провода меньшего сечения.
На рис. 90 показана схема электрического освещения одного судна.