§ 59. СИГНАЛЬНО-ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОГНИ
Сигнально-отличительные огни необходимы для предупреждения столкновения судов, а также для связи с берегом. Число огней, их конструкция и место расположения устанавливаются Правилами для предупреждения столкновения судов в морс и Правилами Регистра.
Сигнально-отличительные огни по назначению делят па основные (устанавливают на всех типах судов) и специальные (на судах буксирующих, рыбопромысловых, лоцманских, гидрографических и др.).
В зависимости от назначения сигнально-отличительные огни имеют различные цвета. В табл. 37 приведены основные данные некоторых типов сигнальных огней.
Сигнально-отличительные огни снабжены линзами для увеличения силы света путем концентрации светового потока источника света в конический пучок.
Кормовой (гакабортный) фонарь (рис. 107, а) устроен следующим образом. В корпусе 4 размещены: цилиндр 2, имеющий прокладки 1; винт 3 заземления; манжеты 5; сальниковая гайка 6. Схема включения фонаря показана на рис. 107, б.
Назначение сигнально-отличительных огней | Цвет | Угол сектора огня в гори- | Дальность | Тип | Тип лампы | Тип патрона | Напря-жение, в | Масса, |
Топовые (передний, на фок-мачте, задний — на грот-мачте) для обозначения хода судна | Белый | 225 | 3-5 | 372-1 | С26-25 | 2Ш-15м | 26/24 | — |
Кормовой гакабортный для обозначения хода и направления движения судна Отличительные борта: | Белый | 135 | 2 | 231-4 |
| 2Ш-22/25-2 | 220 | 1,2 |
правого | Зеленый | — | 1-2 | 476 | С26-25 | 2Ш-15/18-1 | 26/24 | 1,2 |
левого | Белый | — | 1-2 | 477 | С26-25 | 2Ш-15/18-1 | 1,2 | |
верхний | Белый | 360 | 2 | 461-1 | С110-40-1 | Р27/27-10 | 110 | 2 |
нижний (при стоянке судна на | Красный | 360 | 2 | 462-2 | С127-40-1 | Р27/27-10 | 127 | 2 |
якоре) | — | — | 462-3 | С220-40-1 | Р27/27-10 | 220 | — | |
Аварийные (на фок-мачте) «Не | Красный | 360 | 2 | 568-1 | С110-40-1 | Р27/27-1А | 110 | 2,1 |
могу управляться» и «Не могу уступить дорогу» (для сигнализации при потере управления) |
| - | — | — | С127-60-1 | Р27/27-1А | 127 | — |
Клотиковый для световой связи с другими судами, берегом и авиацией: |
|
|
|
| С220-60-1 | Р27/27-1А | 220 |
|
на фок-мачте | Красный | 360 | 2 | 565-1 | С24-40-1 | P27/27-IА | 24 | 0,9 |
на грот-мачте | Белый | 360 | 2 | 565-2 | С110-40-1 С127-40-1 | Р27/27-1А | ПО | 0,9 |
Примечание. Исполнение гакабортных сигнальных огней - герметичное, остальных — водонепроннцаемое.
Рис. 107. Фонарь и схема его подключения
Для централизованного управления сигнально-отличительными огнями (включения и отключения) применяют коммутаторы (рис. 108, а). Коммутаторы всех типов содержат следующие элементы: пакетные переключатели и выключатели, телефонные ключи; шаровые сигналы, включенные последовательно с лампой каждого огня; предохранители для элементов схемы; фильтры, снимающие помехи радиоприему. Размеры коммутатоpa зависят от числа управляемых огней. Существуют огни топовые I, бортовые 2, кормовой 3, якорные (носовом и кормовом) 1. Корпус коммутатора литой из алюминиевого сплава, крышка откидная. Смотровые отверстия на крышке закрыты стеклом. Под ними находятся выключатели для включения и отключения фонарей. Выключатели ВП и переключатели ПП питания и шаровые сигналы расположены на внутренней стороне крышки коммутатора. Рукоятки выключателей и переключателей выведены наружу. Платы с предохранителями и зажимами для подключения жил кабелей и проводов расположены на дне корпуса. Выключатель питания поворачивают специальным ключом.
В схеме коммутатора на семь сигнальных огней (рис. 108, С) коммутатор подключают к судовой сети поворотом переключателя питания ПП, для подключения к схеме пользуются выключателем питания ВП. Поворотом рукоятки выключателей В включаются требуемые огни следующим образом. При включении выключателя В1 получает питание лампа накаливания топового фонаря через предохранитель Пр и катушку шарового сигнала ШС1.
Рис. 108. Коммутаторы сигнально-отличительных огней
При этом якорь сигнала ШС1 притягивается к сердечнику и размыкает свой контакт, а в смотровом окно коммутатора появляется красное поле, показывающее на исправность цепи и лампы топового фонаря. При разрыве этой цепи или перегорании лампы накаливания топового фонаря теряет питание катушка сигнала ШС1 и якорь возвращается в исходное положение. В смотровом окне исчезает красное поле и начинает звонить звонок Зв, подключенный через замкнувшийся контакт сигнала.
Исправность электрических ценен коммутатора проверяют поворотом ключа К (контроль). При исправности цепей все включенные фонари гаснут, по всех окнах видны черные поля и звонит звонок.
Сопротивление изоляции цепей сигнально-отличительных oгней проверяют мегаомметром, подключенным в штепсель проверки изоляции ШПИ. Сигнальные огни включаются и выключаются пакетными выключателями ВП и ключами К. Кнопка 5 огня означает сигнал «Не могу управляться».