§ 29. СХЕМЫ АДУЭС
На большинстве судов со знаком автоматизации А2 применяют автоматизированные и дистанционно управляемые ЭС, работающие в основном по общим принципам, но имеющие некоторые отличия по составу, типам аппаратуры, устройствам автоматизации и их взаимной связи.
Комплексное представление о структуре АДУЭС дает обобщенная принципиальная схема (рис. 55), содержащая все основные элементы, автоматизированные устройства и аппаратуру дистанционного управления.
С помощью автоматического дистанционного управления осуществляются пуск, нормальная и аварийная остановки, включение дизельного генератора в автономную и параллельную работу. Автоматическое управление процессами и контроль в режимах функционирования дизельных генераторов осуществляются унифицированными автоматизированными устройствами и приборами. Дизели и генераторы имеют все виды защит, обслуживаются одной подсистемой управления и контроля, которая на основании полученной информации о нагрузке и состоянии судовой сети устанавливает, когда и какой дизельный генератор должен быть введен в действие или отключен.
Функциональная группа дизельных генераторов управляется и контролируется с ПУ, который содержит комплект технических средств, обеспечивающих своевременное получение необходимой информации о состоянии дизельных генераторов и других основных элементов электростанции. На ПУ сосредоточено дистанционное управление отдельными аппаратами, предусмотрено резервное дистанционное управление при выходе из строя автоматизированных устройств.
Нормальное, функционирование предусматривает поддержание в готовности не работающих в данный момент ДГ. Режимы их работы задаются вручную и в дальнейшем поддерживаются автоматически.
Дизель-генераторы ДГ1—ДГЗ состоят из первичных двигателей— дизелей Д1—ДЗ, синхронных генераторов с самовозбуждением СГ1—СГЗ и систем стабилизации напряжения ССН. Они имеют локальную систему дистанционного и автоматизированного управления ДГ (ДАУДГ), которая обеспечивает: поддержание дизеля в состоянии готовности к пуску; автоматические пуск, выдержку на промежуточных частотах вращения и вывод на рабочий режим; остановку и перевод дизеля в заданный стояночный режим; возможность повторного пуска при несостоявшемся первом; сигнализацию о несостоявшемся пуске, о готовности к приему нагрузки, о причинах аварийной остановки и предупредительную сигнализацию о температурах воды и масла, давлении масла и т. п.; автоматическую защиту дизеля при аварийной ситуации.
Входные сигналы система ДАУДГ получает от расположенных на дизеле датчиков (см. рис. 55): температуры масла ДТМ и воды ДТВ, давления масла в системе ДДМ, частоты вращения ДЧВ. Сигналы датчиков перерабатываются в логическом блоке, откуда начинается воздействие на блок исполнительных реле БИР. Сигналы БИР идут на органы управления дизеля. На рисунке показаны линии связи между датчиками, логическим блоком и органами управления. Для системы ДАУ разработаны руководящие технические материалы (РТМ) и ГОСТы.
Коммутация цепей главного тока на шинах ГРЩ в режимах автономной и параллельной работы ДГ и электроснабжения с берега осуществляется дистанционно с помощью выключателей ВГ1—ВГЗ, ВС1—ВС5 и ВБ. Выключатели ВС2 и ВС5 служат для электроснабжения части секции ГРЩ при питании с берега, а остальные можно отключать для профилактического ремонта. Все фидерные выключатели включает на ГРЩ вручную оператор, который может централизованно управлять распределением электроэнергии.
ГРЩ судовой ЭС состоит из типовых секций генераторных, управления и распределительных (см. § 26). На щите установлен комплект измерительных трансформаторов тока и напряжения ТрТ1—ТрТЗ и TpHl—ТpH 12, предназначенных для измерительных приборов и локальных устройств автоматизации. Реле обратной мощности РОМ предназначены для защиты дизельных генераторов от перехода в двигательный режим при параллельной работе ГА.
Пульт управления ПУ состоит из трех блоков управления БУ1—БУЗ, на которых расположены коммутационная аппаратура и измерительные приборы — ключи дистанционного управления выключателями КУ ВГ1—КУ ВГЗ, КУВС1—КУВС5, КУВБ. Переключатели синхронизатора ПС1—ПСЗ предназначены для подключения устройств автоматической синхронизации УСГ к синхронизирующему генератору, а переключатель ПСС — для подключения УСГ или резервного электромеханического синхронизатора S к синхронизируемому генератору. Переключатель серводвигателя ПСД обеспечивает изменение подачи топлива к первичному двигателю для регулирования частоты вращения и соответственно частоты тока.
Переключатели управления серводвигателем ПСД расположены на панелях БУ. Ключи управления дизелем КПС, ПУ, КП и КО, лампы JI1—JI8 сигнализируют о его состоянии.
Указатель тахометра УТ предназначен для контроля частоты вращения дизеля. На каждом блоке БУ1—БУЗ расположены амперметр А с переключателем ПА, вольтметр U с переключателем ПВ, частотомер Hz с дополнительным устройством ДУ, ваттметр W. На блоке БУЗ установлены электромеханический синхроноскоп S, используемый при синхронизации генераторов, омметр Q для измерения и контроля сопротивления изоляции, переключатель ПМ и прибор контроля сопротивления изоляции ПКИ. (БР — блок реле; БТТ — блок токового реле; ФУ — формирователь импульсов устройства УРМ.) Линии связи между элементами схемы обозначены цифрами.
ДАУЭС предусматривает автономную длительную и кратковременную параллельную работу генераторных агрегатов и возможность электроснабжения с берега. В схеме предусмотрен комплект локальных автоматизированных устройств для синхронизации ГА, равномерного распределения активных и реактивных нагрузок, включения резервного генераторного агрегата при перегрузке в сети, защиты генераторных агрегатов от перегрузок, обрыва фазы и снижения напряжения при электроснабжении с берега.