Сюбаев М. А., Хайкин А. Б., Шеинцев Е. А.
Аварии и неисправности в судовых электроустановках.— 2-е изд., перераб. и доп.— Л.: Судостроение, 1980, 192 с., ил.
В книге систематизированы и обобщены материалы по аварийным случаям в судовых электроустановках. Произведен анализ причин, вызвавших их. Значительное место отведено вопросам настройки дизелей и зависимости их характеристик от климатических условий.
Особое внимание уделено аварийным случаям в гребных электроустановках (ГЭУ).
В книге даны рекомендации по предотвращению аварийных случаев, а также конкретные предложения по выбору схем, систем управления, защиты и контроля.
Книга предназначена для специалистов, занимающихся проектированием, изготовлением, наладкой и эксплуатацией судовых электроустановок и оборудования для них, а также работников организаций, занимающихся монтажом и сдачей электрооборудования на судах.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая книга является вторым изданием книги, вышедшей в 1975 г. под названием «Анализ аварий и неисправностей в судовых электроустановках», переработанным и дополненным новыми материалами.
В книге систематизированы и обобщены данные по аварийным случаям в электроустановках судов различных типов. В ней исследуются причины, порождающие их (схемные, конструктивные и настроечные недостатки электроустановок, а также дизелей и их элементов, влияние маховых масс дизель- генераторов и т. д.). Структура книги в основном сохранена, однако существенная часть материала обновлена. Книга дополнена новыми данными по влиянию несовершенства схем, применяемых для испытаний судовых электроустановок, на их аварийность, а также материалами по возгораниям электрооборудования в эксплуатации.
Значительное место в книге отведено анализу аварийных случаев в гребных электроустановках (ГЭУ), причем этот раздел дополнен материалами по гребным электроустановкам переменного тока. Здесь даны конкретные предложения по выбору схем ГЭУ, их систем управления, защиты и контроля.
Книга будет полезна проектировщикам оборудования и систем управления судовых электроустановок, настройщикам, судовым электромеханикам, а также слушателям вузов и техникумов, курсантам морских учебных заведений электромеханических, судомеханических и судоводительских факультетов.
ВВЕДЕНИЕ
Рост грузооборота морского транспорта, пополнение флота высокопроизводительными автоматизированными судами, мощными ледоколами с электродвижением выдвигает на передний план задачу максимально возможного снижения убытков, связанных с аварийностью на флоте.
Необходимо обратить внимание на то, что аварийность на мировом морском флоте растет из года в год. По данным английского морского классификационного общества Ллойд, каждые 36 часов на водах Мирового океана терпит бедствие судно.
В нашей стране уделяется большое внимание мерам, обеспечивающим снижение аварийности на флоте. Тем не менее убытки от аварий еще значительны. Анализ аварий на судах Министерства морского флота СССР за 1977 г. показал, что 20% их произошло по техническим причинам (повреждение главных двигателей, вало-винтового комплекса, вспомогательных механизмов, судовых электроустановок и т. д.).
Длительность безаварийной работы судовых электроустановок зависит от качества их проектирования, изготовления, настройки и эксплуатации. Недостатки, допущенные при этом, выявляются в основном в процессе длительной эксплуатации. Многолетняя практика настройки, испытаний и эксплуатации судовых электроустановок показывает, что еще сравнительно большое количество технических решений в них являются недостаточно совершенными, затрудняющими их эксплуатацию, приводящими в некоторых случаях к авариям и наносящих значительный экономический ущерб.
Анализ аварийных случаев в судовых электроустановках, имевших место за последние 20—25 лет, показал, что судовыми специалистами часто дается неправильное определение категории самого аварийного случая.
В соответствии с «Положением о порядке расследования аварий морских судов», утвержденным приказом министра морского флота № 43 от 12 февраля 1957 г., принята следующая классификация аварийных случаев.
Аварийным происшествием называется аварийный случай с судном, в результате которого произошло повреждение корпуса, двигателей, механизмов, котлов, устройств, систем, рангоута и других элементов судна, приведшее к потере мореходности судна и требующее менее 48 ч на исправление (для пассажирских судов 12 ч).
К аварийным происшествиям относят также повреждения судном береговых сооружений и посадку судна на мель, если устранение повреждений или снятие с мели заняло менее 48 ч (для пассажирских судов 12 ч).
Аварией называются аварийные случаи с перечисленными объектами, требующие для исправления более 48 ч (для пассажирских судов более 12 ч).
Кораблекрушением называется аварийный случай, происшедший с судном, в результате которого произошло полное разрушение судна.
Все аварийные случаи в ГЭУ могут классифицироваться в соответствии с приведенными определениями, поскольку аварийное уменьшение или полное снятие выдаваемой на гребные винты мощности влекут за собой потерю мореходности судна. Следует принять данные определения и для повреждений судовых электроустановок, даже если эти повреждения не приводят к потере мореходности судна.