Анализ аварийных случаев позволяет сделать некоторые обобщения и рекомендации, которые могут быть полезными при проектировании, постройке, сдаточных испытаниях и эксплуатации судовых электроустановок.
При проектировании судовых электроустановок необходимо, используя математическое моделирование или другие методы, производить исследование как рабочих режимов установки, так и основных аварийных режимов и на основе этого дать четкие инструкции по действиям судового персонала при этих режимах.
В современных условиях, когда судовые электроустановки становятся все более сложными, представляемая судовладельцу документация должна быть достаточно полной и содержать все сведения о принципе работы и основных характеристиках электроустановок. Кроме того, в ней должна быть четкая информация по вопросам настройки как установки в целом, так и ее элементов, указаны настроечные номиналы и характер изменения этих номиналов по мере эксплуатации установки.
Выданные на суда инструкции проектных и судостроительных организаций должны быть строго обоснованы и четко сформулированы.
Особое внимание в инструкциях должно уделяться тем узлам судовых энергосистем, в которых стыкуются энергетические элементы, проектируемые и эксплуатируемые специалистами различных отраслей.
Уже на стадии проектирования судовых электроустановок необходимо обеспечивать их ремонтопригодность, предусмотреть возможность и средства периодической проверки применяемых в судовых электроустановках защит, блокировок и сигнализаций с представлением соответствующих инструкций по их использованию.
Во многих случаях аварийные случаи и связанные с этим повышенные эксплуатационные расходы вызваны конструктивными недостатками электрооборудования. Большой эффект в смысле сокращения аварийности и расходов могут дать такие конструктивные решения электрических машин (особенно ГЭУ), при которых загрязнение обмоток будет исключено, а следовательно, отпадет и необходимость в их чистке.
Опыт эксплуатации судовых электроустановок показывает, что электрические машины средней и большой мощности должны иметь класс изоляции с повышенным запасом по теплостойкости. Срок службы таких машин должен быть при всех возможных режимах работы не менее срока службы судна в целом.
Сдаточные испытания судовых электроустановок как после постройки судна, так и после модернизации должны проводиться, во всех практически наиболее тяжелых режимах.
Для современных сложных судовых электроустановок визуальная оценка качества характеристик недостаточна; необходимо применять осциллографирование, причем в некоторых установках, например в ГЭУ, целесообразно предусмотреть для этой цели специальные панели для установки осциллографов.
Особое внимание при испытаниях необходимо уделять настройке систем регулирования дизелей и вибрационным исследованиям энергоустановок средней и большой мощности.
УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аронов О. Н., Сорокин Ю. И., Стабилизация мощности дизель-генераторов на промысловых судах.— Судостроение, 1975, № 7, с. 44—45.
- В и х р о в В. А. Модернизация гребной электрической установки атомохода «Ленин».— Морской флот, 1976, № 2, с. 40—42.
- К у б а с о в А. С. О работоспособности изоляции тяговых электродвигателей.— Труды ВНИИ железнодорожного транспорта, 1959, вып. 172, с. 27—36.
- С ю б а е в М. А. Анализ некоторых вопросов выбора структуры систем возбуждения гребных электрических установок.— В кн.: Сб. УУЗ ММФ. Судовые силовые установки, 1968, вып. 7, с. 208—217.
- С ю б а е в М. А. Особенности регулирования энергетических установок дизель-электроходов.— Судостроение, 1971, № 8, с. 41—43.
- С ю б а е в М. А. Работа гребных электроустановок при качке судна. Л., «Судостроение», 1977.
- Сюбаев М. А. Регулятор для стабилизации нагрузки дизель-генераторов ГЭУ при ходе судна в условиях волнения.— Экспресс-информация ЦБНТИ ММФ, 1972, № 2 (266), с. 7—11.
- X а й к и н А. Б. Автоматизированные гребные электрические установки. Л., «Транспорт», 1968.
- ЧуркинА. П., Смирнов В. В. Опыт эксплуатации и ремонта главных электрических машин ледоколов типа «Москва».— В кн.: Сб. ЦБНТИ ММФ, 1975, № 24 (382), с. 15—21.
- Ш е и н ц е в Е. А., Б а р а н о в А. Н. Долговечность щеток мощных гребных электрических установок.— В кн.: Сб. ЦБНТИ ММФ, 1969, № 11, с. 10—16.
- Шеинцев Е. А., Борзых В. Ф. Опыт применения электростатических фильтров в системах вентиляции электромашин главной энергетической установки.— В кн.: Сб. ЦБНТИ ММФ, 1974, № 10, с. 1—4.
- Шеинцев Е. А., Га белок О. Г. Опыт улучшения коммутации крупных судовых генераторов. — В кн.: Сб. ЦБНТИ ММФ, 1972, № 2, с. 3—7.