Содержание материала

§ 27. ВТОРИЧНЫЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЩИТЫ
Распределение групп и отдельных приемников в подсистеме генерирования и распределение электроэнергии обеспечивают распределительные щиты, щиты питания приемников (ЩПП) и щиты питания преобразователей энергии (ЩПЭ). Все эти щиты, относящиеся к группе вторичных распределительных щитов, в зависимости от назначения имеют различные схемы соединения, состав аппаратуры и конструктивное исполнение.
ВРЩ получают питание от ГРЩ или других распределительных щитов, размещаются в помещении судна, где сосредоточено наибольшее число мощных электрифицированных механизмов, устройств и источников тока. Щиты, располагаемые в жилых и общественных помещениях, в коридорах, должны быть брызгозащищенного исполнения. Целесообразно ВРЩ устанавливать в нишах, предусмотренных конструкцией судна. Щиты, находящиеся в сухих и изолированных судовых помещениях, также могут иметь брызгозащищенное исполнение.
Распределительные устройства для открытых палуб и неотапливаемых сырых помещений должны иметь водозащищеннное исполнение. Не разрешается устанавливать щиты в помещениях, где возможно образование паров бензина или других взрывчатых газов и кислот.
Конструкция ВРЩ должна обеспечивать удобство и безопасность монтажа и обслуживания со всех сторон, возможность легкого доступа к аппаратам и приборам. Взаимное расположение фаз при переменном токе и полюсов при постоянном токе в пределах всего распределительного устройства должно сохраняться неизменным.
В соответствии со схемами распределения электроэнергии на судах применяют ВРЩ с установочными выключателями переменного тока АК50 (рис. 51, а, табл. 8 приложения) и с предохранителями ПДС и ПР-2 (рис. 51, б, в, табл. 9 приложения).
Схемы и конструкции судовых РЩ с автоматами и предохранителями постоянного, однофазного и трехфазного переменного тока типизированы. В настоящее время разработаны унифицированные ВРЩ блочного исполнения корпусов, определяемые числом групп предохранителей, автоматических выключателей, и их сочетания.
Схемы типизированных ВРЩ
Рис. 51. Схемы типизированных ВРЩ с предохранителями и выключателем АК50

Все унифицированные ВРЩ в зависимости от числа замков и реек крепления аппаратуры (на задней стенке корпуса) делят на три группы — А, Б и В.
Схема ЩПБ с автоматическими выключателями
Рис. 52. Схема ЩПБ с автоматическими выключателями
Щиты могут выполняться из нескольких блочных корпусов, соединенных между собой. При этом на стенках корпусов делают вырезы для прохода кабелей и шин и отверстия для болтов, соединяющих корпуса, для уплотнения между корпусами применяют листовую резину.
Блочные корпуса ВРЩ имеют водозащищенное исполнение.
При брызгозащищенном исполнении сальники в нижней стенке корпуса не устанавливают. Корпуса изготовляют из листовой стали или листового алюминиево-магниевого сплава (масса щитов из легких сплавов снижается на 20—35%).
Панели щитов изготовляют из гетинакса, крепежные детали имеют антикоррозионное покрытие. Электрическое сопротивление изоляции щитов в холодном состоянии между токоведущими частями и корпусом при нормальной температуре и влажности должно быть не ниже 5 МОм.
Щиты питания с берега (ЩПБ) принимают электроэнергию от береговых и других источников при продолжительных стоянках судов. Щиты разработаны для постоянного и однофазного переменного тока напряжением до 220 В и трехфазного переменного тока напряжением до 380 В.
Конструкция щитов предусматривает возможность подключения кабелей от источника электроснабжения с берега посредством автоматических выключателей, выводов и колодок. Щиты постоянного и однофазного переменного тока выполнены с установочными выключателями на ток 100, 200 и 600 А и колодками на ток 400 и 600 А.
ЩПБ переменного трехфазного тока применяют с автоматическими выключателями и без выключателей с зажимами в виде выводов и колодок. На ЩПБ с выключателями при напряжении 380 В устанавливают фазоуказатель ФУ (рис. 52). По исполнению корпусов ЩПБ могут быть водозащищенными, за исключением корпусов с автоматическими выключателями на ток 800 и 1500 А, которые делают брызгозащищенными.
Стационарные кабели вводят в ЩПБ снизу через сальники, а переносные (шланговые) —через втулки. В щитах с выключателями на ток 800 и 1500 А переносной кабель подводят сбоку через втулки коробки выводов, а стационарный кабель — снизу, но без сальников.
На судах ЩПБ устанавливают в носовой и кормовой частях открытой палубы. Схемы щитов отдельных приемников определяются сложностью локальных систем управления и контроля работы электроприводов с автоматическим и дистанционным управлением (электроприводы грузоподъемных механизмов, рулевых устройств, рефрижераторных установок и др.). Такие щиты разрабатывают комплексно со схемами электроприводов.
На судах имеется множество преобразователей электроэнергии с различными схемами управления, составом аппаратуры и конструкциями ЩПЭ, которые аналогичны отдельным схемным и конструктивным узлам ГРЩ.