§ 22. ВЫБОР И РАЗМЕЩЕНИЕ АККУМУЛЯТОРОВ
Тип аккумуляторной батареи выбирают с учетом характера нагрузки и требуемого напряжения приемников электроэнергии, а также назначения аккумулятора (для основного или резервного питания).
Для получения требуемого напряжения допускается последовательное соединение любого числа аккумуляторов или батарей. Емкость батареи определяют по расчетной таблице нагрузок, в которую включено общее число приемников с указанием потребляемой мощности в различных режимах. Введя коэффициент одновременности, определяют потребную мощность всей установки, число часов работы и расход электроэнергии. Разделив суммарный расход энергии на напряжение сети, получают общую емкость батареи.
Выбранную по емкости и напряжению аккумуляторную батарею проверяют на допустимый разрядный ток (для приемников с большим пусковым током и малым временем работы в течение суток).
Аккумуляторные батареи используют в режимах: заряд-разряд, непрерывный подзаряд, периодический подзаряд, в режиме среднего тока. При режиме заряда-разряда батарея составлена из
двух групп, из которых одна разряжается, а другая в это время заряжается. Такая система обеспечивает непрерывное питание приемников в течение суток и повышает их надежность. Недостатками режима являются низкий к. п. д., малый срок службы аккумуляторов, необходимость большого числа аккумуляторов и непрерывного ухода за ними в связи с систематическими зарядами.
В режиме непрерывного подзаряда приемники питаются от параллельно соединенных зарядного агрегата и аккумуляторной батареи. В нормальных условиях при наличии напряжения судовой сети питание идет от генератора (преобразователя), в это время аккумуляторная батарея заряжается (напряжение на зажимах генератора больше э. д. с. батареи). В момент исчезновения напряжения судовой сети питание приемников продолжается от аккумуляторной батареи. Емкость батареи может быть значительно меньше потребной суточной, так как она питает приемники в аварийном режиме. Этот способ заряда обеспечивает высокий к. п. д., повышенный срок службы аккумуляторов, уменьшение потребной емкости аккумуляторной батареи.
В режиме периодического подзаряда батарея подключена к нагрузке постоянно. При снижении напряжения батареи до определенного значения параллельно автоматически подключается преобразователь, подзаряжающий батарею. При достижении батареей определенного напряжения преобразователь автоматически отключается.
В режиме среднего тока зарядный преобразователь отдает все время неизменный ток, не зависящий от нагрузки. Аккумуляторная батарея, подключенная к приемнику и преобразователю, заряжается в то время, когда ток преобразователя больше тока, потребляемого приемником, и разряжается в противном случае.
Аккумуляторные батареи на судах находятся в специальных газо- и водонепроницаемых помещениях (аккумуляторных) либо в специальных шкафах и ящиках, установленных внутри помещений или на открытых палубах.
Аккумуляторные ящики и шкафы должны вентилироваться, обеспечивая вытяжку воздуха из верхней части и приток свежего воздуха — в нижнюю. Подачу (м3/ч) вентилятора определяют по выражению
где Iа — наибольший зарядный ток, А; п — число заряжаемых элементов; b — коэффициент безопасности, равный 10; k0 — коэффициент разбавления газов, равный 30.
Аккумуляторные батареи с надежной вентиляцией, обслуживающие ДВС, устанавливают вблизи последних в шкафах или ящиках. Размещать в одном помещении или в одних шкафах кислотные и щелочные аккумуляторы запрещается.
Аккумуляторы аварийного и малого аварийного освещения, служебных телефонов, пожарной и авральной сигнализации должны размещаться выше палубы, переборок, вне шахт машинно-котельных отделений, в специальных помещениях, которые должны иметь вход с открытой палубы.