§ 31. ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭС
В процессе эксплуатации ГРЩ, ПУ и генераторных агрегатов необходимо соблюдать последовательность включения аппаратов и устройств автоматизации при пуске, остановке, приеме нагрузки, включении на параллельную работу и питании с берега. Для правильной эксплуатации ЭС в различных режимах следует пользоваться разработанными описаниями и инструкциями.
При обслуживании ЭС обязательно соблюдение Правил технической эксплуатации судового электрооборудования [12].
При подготовке к работе осматривают все элементы генераторных агрегатов, ГРЩ, ПУ, устройств автоматизации, проверяя, нет ли посторонних предметов, механических повреждений, грязи. Проверяют смазку в подшипниках, а также исходные положения выключателей, переключателей, расположенных на ГРЩ и ПУ, исправность предохранителей в цепях управления я качество присоединения проводов на платах и штепсельных разъемах.
Измеряют мегаомметром сопротивление изоляции всей системы и ПУ (должно быть не менее 3 МОм) или ее отдельных элементов (ГРЩ и генератора — не менее 2 МОм, устройств автоматизации — 10 МОм).
Систему управления ЭС включают с пульта или панели управления или из секции управления ГРЩ после проверки готовности элементов ЭС к работе. При этом на ГРЩ или ПУ включаются выключатели цепей питания устройств автоматизации и другой коммутационной и защитной аппаратуры. ДГ или ТГ и их системы ДАУ должны быть подготовлены к пуску и приему нагрузки согласно их инструкциям по обслуживанию.
Проверяют исправность ламп аварийно-предупредительной сигнализации (поворотом соответствующих переключателей), правильность исходных положений коммутационной и защитной аппаратуры, готовность генераторного агрегата к пуску.
При достижении номинальной частоты вращения проверяют напряжение и частоту генераторных агрегатов (поворотом переключателя вольтметра и частотомера в соответствующие положения). Для подключения выключателя ВГ к шинам ГРЩ (на шинах не должно быть напряжения) переключатели синхронизации и управления устанавливают в соответствующие положения.
При включении генераторного агрегата (кнопкой или ключом) проверяют, загорелась ли зеленая сигнальная лампа. При подключении следующего ВГ на параллельную работу мегаомметром замеряют, на нем сопротивление изоляции, пускают дизельные генераторы, устанавливают переключатель синхронизации в положение «Автоматическое», проверяют напряжение на подключаемом генераторе, готовность первичного двигателя к приему нагрузки, напряжение и частоту на шинах ГРЩ (параметры подключаемого генератора и шин ГРЩ не должны резко отличаться: напряжение 5±2%, частота 3±2%). В случае превышения указанной разности напряжения и частоты регулируют параметры подключаемого генератора, т. е. меняют уставку регулятора напряжения и подачу топлива, регулятора частоты вращения первичного двигателя (воздействием на серводвигатель с помощью переключателя).
При установленном переключателе синхронизации в положение «Автоматическое» поворачивают переключатель управления подключаемого генератора в положение «Включить». Автоматический синхронизатор выравнивает напряжение и частоту синхронизируемых генераторов и в момент совпадения их фаз напряжений выдает сигнал на включение ВГ подключаемого генератора (с учетом времени срабатывания выключателя).
Во многих системах управления автоматизированными ЭС предусмотрена, кроме автоматической, ручная синхронизация генераторов. При ручной синхронизации отключается УСГ и подключается стрелочный синхроноскоп, уравниваются напряжение и частота синхронизируемых генераторов и шин ГРЩ. Напряжения генераторов уравниваются воздействием на систему возбуждения подключаемого генератора, а частота — переключателем серводвигателя.
В момент медленного прохождения стрелкой синхроноскопа красной вертикальной черты подключается параллельный генератор. Затем включается автоматизированное устройство распределения УРМ, по ваттметрам проверяют распределение нагрузок между параллельно работающими генераторами.
При неисправности устройство УРМ отключают и переключателем ПСД воздействуют на СД регулятора частоты вращения первичного двигателя, что позволяет перевести нагрузку с одного генератора на другой.
Во время работы ЭС необходимо следить за напряжением, током, частотой и активной нагрузкой, работой аппаратов и устройств автоматизации, состоянием сопротивления изоляции судовой сети. При отключении любого выключателя на ГРЩ следует включить его снова, а при вторичном отключении — устранить причину неисправности. В случае снижения нагрузки параллельно работающих генераторных агрегатов до 45% номинальной переводят нагрузку на один из генераторов, отключив затем второй.
При отключении защиты от перегрузки малоответственных приемников первой и второй очередей проверяют по ваттметру оставшуюся нагрузку на генераторах, принимают меры к восстановлению нормальной работы отключенных приемников электроэнергии (при наличии ввести в действие резервный генератор). В случае неисправности устройств автоматизации (УСГ, УТЗ, УРМ и др.) их отключают и переходят на ручное управление.
При обслуживании ЭС систематически контролируют температуру нагрева корпуса, подшипников и обмоток генераторов. Перед подключением питания ЭС и береговой сети проверяют напряжение на фидере питания с берега, замеряют напряжение и частоту береговой сети. Затем выполняют автоматическую или ручную синхронизацию шин ГРЩ с фидером питания с берега и переводят нагрузку с работающего генератора на береговой источник электроэнергии. При нагрузке генератора, близкой к нулю, генераторные агрегаты останавливают.
Для отключения питания ЭС от береговой сети пускают генераторные агрегаты и синхронизируют его с шинами ГРЩ; переводят нагрузку с береговой сети на генератор и отключают выключатель питания с берега.
Для отключения системы управления ЭС отключают питание всех цепей управления и контроля, устанавливают рукоятки аппаратов в исходное положение.
При обслуживании судовых ЭС очень важно выполнение правил безопасности обслуживания электрооборудования.