Содержание материала

Глава 11 ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ
§ 44. СХЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И СЕТЕЙ
Судовая электрическая сеть содержит линии передачи (кабели и провода), соединяющие генераторы, распределительные устройства с приемниками электроэнергии, расположенными в разных частях судна.
Электрические сети делят на первичные и вторичные (рис. 85). Первичная сеть соединяет генераторы с ГРЩ, РЩ и отдельные приемники Я большой мощности, подключенные непосредственно к ГРЩ. Вторичная сеть соединяет приемники электроэнергии и ВРЩ.
В зависимости от схемы распределения электроэнергии выбирают способ соединения ГРЩ с приемниками.

схема участков судовых сетей
Рис. 85. Однолинейная схема участков первичной (1) и вторичной (2)
судовых сетей
Для повышения надежности судовых сетей необходимо: поддерживать высокое сопротивление изоляции кабеля, проводов, распределительных устройств и аппаратуры; применять защиту кабеля при КЗ и перегрузках; иметь надежное крепление кабеля и распределительных устройств; выполнять комплекс мероприятий по безопасности обслуживания и пожарной безопасности; удлинять срок службы кабеля путем рационального определения его сечения с учетом режимов и длительности работы приемников.
На судах применяют следующие схемы распределения электроэнергии: радиальную (фидерную), магистральную и смешанную.
При радиальной схеме (рис. 86, а) наиболее ответственные и мощные приемники получают питание непосредственно от ГРЩ по отдельным фидерам, а остальные приемники — от РЩ, питающихся по отдельным фидерам от ГРЩ.
При магистральной схеме (рис. 86, б) все приемники электроэнергии получают питание по нескольким магистралям через включенные в них щиты (магистральные коробки) МК или РЩ.
При смешанной схеме (рис. 86, в) одна часть приемников получает питание по радиальной схеме, а другая — по магистральной.
При выборе схемы распределения электроэнергии на судах учитывают возможность централизованного управления включением и отключением приемников, максимальную надежность снабжения электроэнергией, общую массу сетей.
Радиальная схема обеспечивает централизованное управление питанием приемников электроэнергией с ГРЩ, обладает повышенной надежностью при питании по отдельным линиям передач. В магистральной схеме при повреждении магистрали лишается питания большая группа приемников электроэнергии и исключается возможность централизованного управления питанием. Смешанная схема сочетает достоинства радиальной и недостатки магистральной схем.
Схемы распределения электроэнергии
Рис. 86. Схемы распределения электроэнергии
Выбор схемы на судне обусловлен мощностью СЭС, числом и территориальным расположением приемников электроэнергии. При небольших мощностях иногда применяют магистральную схему, но наиболее распространена радиальная, обладающая техническими и эксплуатационными достоинствами. При радиальной схеме распределения электроэнергии непосредственно от ГРЩ получают питание рулевое устройство, шпили, брашпили, пожарные насосы, спасательные и радиотехнические средства, гирокомпас, коммутатор сигнальных и отличительных огней и групповые щиты вспомогательных механизмов (вентиляторов, светильников и др.).
По Правилам Регистра СССР на морских судах для постоянного тока допускается двухпроводная изолированная сеть питания приемников электроэнергией, для переменного однофазного тока — двухпроводная изолированная, для трехфазного — трехпроводная изолированная.
Передача электроэнергии на судах выполняется отдельными сетями: силовой, нормального и аварийного освещения, внутрисудовой и внешней связи и др.
От силовой сети питаются энергетическая установка, палубные механизмы, насосы судовых систем, рефрижераторные установки, вентиляторы, преобразователи электроэнергии и т. д.
Сеть нормального освещения состоит из отдельных цепей наружного и внутреннего освещения, сигнальных и отличительных огней И ДГ-
Сеть аварийного освещения делится на сети основного и малого аварийного освещения. Сеть основного освещения является составной частью сети нормального освещения, но питается от щита аварийной ЭС. Сеть малого освещения питается от аккумуляторной батареи и имеет ограниченное число осветительных точек в постах управления, в коридорах и проходах.
В сеть установок внутрисудовой и внешней связи включаются электрические установки и приборы управления судном, внутренней связи, радиотехнические средства сигнализации, измерения неэлектрических величин и т. п.
Число отдельных сетей определяют при проектировании в зависимости от типа, назначения и степени электрооборудования судна.