Пускорегулирующие аппараты перед монтажом подвергают ревизии, которая включает внешний осмотр, очистку, продувку и регулировку. Изоляция аппаратов и катушек, если она вследствие неудовлетворительного хранения увлажнилась, подлежит сушке (допустимые величины сопротивления изоляции можно принимать по табл. 3-3).
Монтажу пускорегулирующей аппаратуры предшествуют разметка и установка на стенах, колоннах пли на полу опорных металлоконструкций, к которым крепят аппаратуру.
Пускорегулирующую аппаратуру двигателей группируют в общие узлы и блоки, которые предварительно собирают в монтажно-заготовительных мастерских и на месте монтажа устанавливают в собранном виде. Объединение пускорегулирующей аппаратуры в укрупненные блоки значительно ускоряет производство электромонтажных работ.
Конструкции для установки пускорегулирующей аппаратуры, как правило, крепят к основанию (стене или колонне) дюбелями, пристреливаемыми строительномонтажным пистолетом.
Отдельно стоящие магнитные пускатели устанавливают строго вертикально (допускаемое отклонение по вертикали не более 5°). Подвижная система аппаратов должна иметь легкий ход (включаться и отключаться без заеданий). Якорь включающего магнита должен плотно прилегать к сердечнику. В магнитных пускателях и контакторах плотность прилегания контактов достигается в результате нажатия пружин. Силу нажатия пружин регулируют; она должна быть достаточной для того, чтобы с необходимым усилием прижимать контакты друг к другу и не быть чрезмерной, ибо при этом сила включающего электромагнита может оказаться недостаточной для полного включения.
Рис. 3-26. Схемы регулирования контактов.
а — последовательность замыкания контактов; б — проверка начального нажатия контактов; в — проверка конечного нажатия контактов: 1 — подвижный контакт; 2 — упор подвижного контакта; 3 — неподвижный контакт; 4 — пружинная шайба: А — провал контактов; В — зазор между подвижным контактом и его упором.
Замыкание контактов в контакторе происходит по схеме, показанной на рис. 3-26, а. Положение I соответствует начальному нажатию контактов, положение II — промежуточному (перекатыванию контактов), положение III — конечному нажатию. При размыкании процесс происходит в обратном порядке. Обычно контакт обгорает по краям (положение I), а не на рабочих поверхностях (положение III). Сила нажатия контактов может быть измерена пружинным динамометром, на крюк которого зацепляют петлю из проволоки, надеваемой на контакт (рис. 3-26,б, в). Динамометр оттягивают в направлении стрелки Р.
Во время регулировки между контактами закладывают тонкую полоску бумаги; силу нажатия контактов определяют по показанию динамометра в момент, когда бумагу можно свободно вынуть. Нормальные значения величин зазоров, провалов и силы нажатия контактов приводятся в заводских паспортах на оборудование, а также в справочниках.
В нормально включенном магнитном пускателе и контакторе наблюдается равномерное легкое гудение магнитной системы. Сильное гудение и дребезжание указывают на неисправность аппарата. Неисправности могут быть вызваны различными причинами: наличием грязи или ржавчины на торцевой части сердечника магнита (якоря), чрезмерной затяжкой контактных пружин, повреждением короткозамкнутого витка на сердечнике, заеданием вала в подшипниках, перекосом торцевой поверхности сердечника, повреждением катушки.
При заедании вала вливают в подшипник три-четыре капли машинного масла через специальное отверстие. Если после смазки вал проворачивается туго, значит подшипники перекошены. Чтобы устранить перекос, ослабляют затяжку болтов, крепящих подшипник, включают и отключают контактор несколько раз от руки. Подшипник должен занять правильное положение. Затем снова затягивают крепящие болты.
Реостаты (проволочные и пластинчатые) устанавливают так, чтобы обеспечить свободный доступ охлаждающего воздуха снизу и выход его вверх. Расстояние между реостатом и полом должно быть не менее 100 мм. Масляные реостаты заливают трансформаторным маслом до отметки маслоуказателя. Механизм реостата регулируют так, чтобы обеспечить легкий и плавный ход, а также четкую работу конечных выключателей и сигнально-блокировочных контактов реостатов с моторным приводом. Для цепного привода реостата допускается свободный ход в пределах половины шага цепи.
Ящики сопротивлений устанавливают таким образом, чтобы элементы сопротивлений находились в вертикальной плоскости и вдали от сгораемых предметов. Изоляцию проводов, подключенных к ящикам сопротивлений, снимают на расстоянии не менее 100 мм от зажима, а соединения между ящиками выполняют шинами или голым проводом.
Щиты станций управления и отдельные панели, собранные предварительно в МЗУ на общие основания, крепят к закладным деталям, заранее устанавливаемым на черном полу. Основание заливают жидким раствором бетона до отметки чистого пола.
Перед включением электрической машины в работу убеждаются в отсутствии на ней или внутри нее посторонних предметов (например, инструмента, случайно оставшегося после монтажа), проверяют состояние контактных колец или коллектора (контактные поверхности должны быть чистыми, а щетки — плотно прилегать к ним). После этого осматривают положение рукоятки или штурвала реостата (они должны быть в положении «Пуск»), а также выполняют установленные местной инструкцией правила предупреждения работающих о пуске электрической машины. Если на подшипниках электрической машины имеется указатель уровня масла, проверяют, соответствует ли уровень залитого масла нормальному. Если машина, приводимая в движение двигателем, имеет ременную передачу с холостым шкивом, убеждаются, что ремень перед пуском находится на холостом шкиве.
Вновь смонтированные двигатели переменного тока мощностью до 300 кВт и напряжением до 1 000 В испытывают перед включением в следующем объеме: у статора и ротора измеряют сопротивления изоляции по отношению к корпусу мегомметром на напряжение 1 000 В (см. табл. 3-3); у реостатов и пускорегулировочных сопротивлений измеряют общее сопротивление постоянному току и проверяют целость отпаек; сопротивление не должно отличаться от паспортных данных больше чем на 10%;
у двигателей мощностью от 100 кВт и выше, если позволяет конструкция, измеряют воздушный зазор между статором и ротором; зазоры в диаметрально противоположных точках или в точках, сдвинутых относительно оси ротора на 90°, не должны отличаться более чем на 10% от среднего;
у двигателя (если он имеет подшипники скольжения) измеряют зазоры в подшипниках; предельные зазоры в зависимости от диаметра вала и частоты вращения электродвигателя приведены в нормах ПУЭ;
у двигателей с подшипниками скольжения измеряют также разбег ротора в осевом напряжении; разбег не должен быть более 4 мм;
у двигателей мощностью до 300 кВт и напряжением до 1 000 В проверяют работу на холостом ходу (или с ненагруженным механизмом) в течение 1 ч и под нагрузкой.
После пуска в ход контролируют работу электрической машины, обращая внимание на то, чтобы не было перегрева сверх установленной нормы корпуса машины и подшипников, ненормальных вибраций, шума или гудения, биения ременной передачи или соединительной муфты, значительного искрения под щетками.
У асинхронных двигателей с фазным ротором необходимо перевести пусковой реостат в начальное положение после того, как электродвигатель достигнет нормального числа оборотов и будет включено короткозамыкающее устройство на контактных кольцах. В противном случае при перерыве в подаче электрической энергии и повторном включении двигатель останется с замкнутым накоротко ротором, что вызовет большой толчок тока и может привести к аварийным отключениям, а иногда и к поломке механизма, приводимого двигателем.
Для автоматического предупреждения неправильных включений на пусковых реостатах ставят конечные выключатели, соединенные с рукояткой или штурвалом реостата и включаемые в цепь пусковой схемы двигателя.