Перед установкой электрических машин необходимо проверить по чертежам соответствие проекту, фундаментов, кабельных каналов и монтажных проемов для транспортировки оборудования или его отдельных узлов.
Особое внимание должно быть обращено на уточнение массы перемещаемых электрических машин или их узлов (для машин, поступающих в разобранном виде) и на соответствие грузоподъемности имеющихся в наличии кранов, кран-балок или других механизмов и приспособлений для подъема и перемещения машин.
При этом необходимо учитывать, что превышение паспортной грузоподъемности такелажных приспособлений и оборудования, а также выполнение такелажных работ с нарушением запасов прочности, разрешенных Госгортехнадзором, не допускаются.
Электродвигатели устанавливают на чугунных или стальных плитах (рамах) из профильного металла, на сварных кронштейнах или на подкладках непосредственно на фундаментах. Если требуется обеспечить продольное перемещение двигателя (например, при ременной передаче), его устанавливают на салазках.
Перед окончательным закреплением выверяют горизонтальное положение двигателя, а также совпадение его оси с осью вала приводимого механизма (выверка линии валов).
Рис. 3-21. Выверка установки электродвигателя с ременной передачей при разной ширине шкивов.
Рис. 3-22. Выверка осевой линии валов соединяемых машин при помощи центровочных скоб.
При ременной передаче такую выверку выполняют посредством стальных линеек, прикладываемых к торцам шкивов (при одинаковой ширине шкивов). Если ширина шкивов разная, выверку делают шнурковыми отвесами (рис. 3-21). От середины приводимого шкива до пола опускают два отвеса А и Б и протягивают между ними шнурок, образующий прямую линию. От середины шкива электродвигателя тоже опускают два отвеса В и Г и перемещают электродвигатель до совпадения отвеса его шкива со шнуром.
При непосредственном соединении двигателя с приводимым механизмом полумуфтами осевую линию валов выверяют центровочными скобами (рис. 3-22), насаженными на полумуфты или их ступицы. Скобы располагают одну против другой, устанавливая зазоры а и б в пределах 1—2 мм. Затем оба вала поворачивают вокруг оси на 90° и замеряют зазоры а1 и б1. Далее повторяют эти измерения еще 3 раза, каждый раз поворачивая оба вала на 90°. Зазоры замеряют калиброванными щупами.
Результаты выверки считают удовлетворительными, если соблюдаются равенства
или если разность между суммами двух зазоров (например, а1+а3) и других двух зазоров (а2+а4) не превышает 0,05 мм.
Если эти условия не обеспечиваются, двигатель перемещают в вертикальной или горизонтальной плоскости, подкладывая под его лапы подкладки из тонкой листовой стали.
После получения удовлетворительных результатов выверки окончательно закрепляют крепящие болты двигателя. При установке двигателей на бетонном фундаменте фундаментную плиту или салазки подливают жидким бетоном. Перед подливкой поверхность соприкосновения фундамента с подливаемым бетоном тщательно очищают, особенно от масла и керосина, промывают и в течение нескольких дней перед подливкой непрерывно увлажняют.
Соединение выводных концов у электрических машин переменного и постоянного тока.
Обмотки машин трехфазного переменного тока могут быть соединены в звезду или треугольник. Концы обмоток соединяют либо наглухо внутри машины, либо снаружи на доске зажимов. При внешнем соединении на доску зажимов выведено шесть концов трех обмоток (рис. 3-23), при внутреннем глухом соединении на доску зажимов выведено три конца трех обмоток для присоединения внешней сети (рис. 3-23, в, г).
Выводы обмоток трехфазных машин переменного тока обозначают по ГОСТ 183-66 (табл. 3-4). Обмотки многоскоростных асинхронных двигателей имеют более сложные обозначения, приводимые в специальных инструкциях или справочниках. Обозначения выводов обмоток машин постоянного тока приведены в табл. 3-5.
Схемы соединения выводов двигателей постоянного тока при правом и левом вращениях показаны на рис. 3-24.
В случаях, когда обозначения начала и конца каждой из обмоток у асинхронного двигателя неясны, можно определить их опытным путем.
Таблица 3-4
Рис. 3-23. Схемы соединения выводов обмоток трехфазных машин переменного тока.
а — синхронная или асинхронная машина с шестью выводами (обмотки соединены в звезду); б — синхронная или асинхронная машина с шестью выводами (обмотки соединены в треугольник); в — синхронная или асинхронная машина с тремя выводами (обмотки соединены в звезду); г — синхронная или асинхронная машина с тремя выводами (обмотки соединены в треугольник).
Таблица 3-5
Вид обмотки | Обозначение вывода | |
начало | конец | |
Якоря | Я1 | Я2 |
Компенсационная | К1 | К2 |
Добавочных полюсов | Д1 | Д2 |
Последовательная возбуждения | С1 | С2 |
Параллельная возбуждения (шунтовая) | Ш1 | Ш2 |
Пусковая | П1 | П2 |
Уравнительная | У1 | У2 |
Особого назначения | 01; 03 | 02; 04 |
Перед этим при выведенных на доску зажимов шести концах обмоток надо найти выводы каждой фазы прозвонкой, которую выполняют при помощи вспомогательной батареи и лампочки или гальванометра (вместо батареи можно применить также понижающий трансформатор на напряжение 12—36 В, пользуясь соответствующей лампочкой).
После определения выводов обмоток двигателей переменного тока находят начала и концы каждой обмотки, для чего применяют несколько способов. Наиболее простой состоит в том, что, принимая условно начало и конец каждой обмотки, их соединяют по схеме, показанной па рис. 3-25, и присоединяют к гальванометру без источника питания. Вместо гальванометра могут быть использованы другие приборы высокой чувствительности.
Если начало и конец каждой фазы определены правильно, при поворачивании ротора двигателя от руки стрелка прибора не отклонится. При неправильной маркировке начала и конца какой-либо из трех фаз стрелка заметно отклонится. В этом случае поочередно переключают концы каждой фазы и добиваются такого положения, при котором стрелка прибора будет неподвижна, что будет соответствовать правильной маркировке выводных концов.
При определении начала и конца обмоток способом гальванометра и источника постоянного тока (сухой батареи или аккумулятора) принимают С1, С2 и С3 за предполагаемые начала обмоток и С1, С5 и С6 — за предполагаемые концы этих обмоток (рис. 3-25,б). Начало обмотки С1 подключают к полюсу источника тока, а конец С4 — к минусу. Если замкнуть кнопкой К цепь батареи, в момент включения тока в обмотках других фаз будет индуктироваться э. д. с. обратной полярности: на началах обмоток С2 и С3 будет минус, а на концах C5 и С6 плюс.
Заметив, в какую сторону отклонится стрелка гальванометра при включении цепи постоянного тока на обмотку С1—С4, подключают батарею на обмотку С3—С6. Если при замыкании цепи кнопкой К стрелка гальванометра, оставшегося подключенным к обмотке С2—С5, отклонится в ту же сторону, значит маркировка сделана правильно. При отклонении стрелки гальванометра в другую сторону концы обмотки С2—С5 нужно перемаркировать. Чтобы убедиться в правильности маркировки, надо повторить опыт 2 раза, переключая гальванометр на две разные обмотки и присоединяя источник к двум другим обмоткам.
Рис. 3-24. Схемы соединения выводов двигателей постоянного тока.
а — с параллельным возбуждением; б — с последовательным возбуждением; в — со смешанным возбуждением.
При определении начал и концов обмоток способом вольтметра и источника переменного тока пониженного напряжения (рис. 3-25, е) соединяют последовательно какие-либо две фазы и пропускают по ним ток пониженного напряжения (например, 36 В). Для контроля силы тока, которая не должна превышать номинальную, включают амперметр. К третьей фазе подключают вольтметр или лампу накаливания.
Рис. 3-25. Способы определения начала и концов обмоток трехфазных асинхронных двигателей.
а — гальванометра с поворотом ротора; б — гальванометра и батареи; с — вольтметра и источника переменного тока.
Если включенные последовательно две фазы соединены неправильно, т. е. разноименными концами, вольтметр покажет почти полное напряжение (вариант дан слева). Если концы одной из двух последовательно соединенных обмоток переменить местами, соединение будет правильным и вольтметр на третьей фазе покажет незначительное напряжение, близкое к нулю. После этого нужно определить начало м конец третьей фазы, для чего к одной из фаз, начало и конец которой уже определены, присоединяют последовательно третью фазу и повторяют опыт. Если при этом вольтметр покажет полное напряжение, переключать надо концы у третьей фазы, начало и конец которой еще окончательно не определены.
Для определения полярности щеток в машинах постоянного тока возбуждают полюсы машины небольшим током нужного направления, дают якорю небольшой толчок в сторону его нормального вращения и по отклонению стрелки милливольтметра, присоединенного к щеткам, определяют полярность. Толчок сообщают якорю от руки, рычагом, талью или краном в зависимости от величины якоря. Существуют и другие более сложные способы определения полярности щеток.
Полярность выводов работающей машины постоянного тока определяют вольтметром постоянного тока.