Электрические машины прибывают на место монтажа в собранном или разобранном виде. Машины, прибывающие в собранном виде, как правило, перед установкой не разбирают. Если по внешнему осмотру в результате транспортировки и хранения выявлены повреждения и загрязнения машины, представителями заказчика и монтажной организации составляется акт, которым определяются необходимость и степень разборки машины; такие работы монтажная организация выполняет по отдельному наряд-заказу в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.
Перед монтажом электрической машины проверяют состояние изоляции ее обмоток; при неудовлетворительном состоянии последнего производят сушку изоляции обмоток.
Проверку изоляции обмоток выполняют мегомметром.
В соответствии с ГОСТ 11828-66 сопротивление изоляции обмоток электрических машин на номинальное напряжение до 1000 В включительно проверяют мегомметром, рассчитанным на 500 В; обмоток электрических машин на номинальное напряжение выше 1000 В — мегомметром, рассчитанным на 1000 В.
Согласно ГОСТ 183-66 сопротивление изоляции обмоток электрической машины относительно ее корпуса
R60 (измеренное через 60 с после начала отсчета на шкале мегомметра) и сопротивление изоляции между обмотками при рабочей температуре машины должны соответствовать вычисленному по формуле, но не менее 0,5 Мом:
где Un — номинальное напряжение обмотки машины, В; Р — номинальная мощность машины, кВт (для машин постоянного тока, кВ-А).
Практически за рабочую температуру принимают 75 °C. Если сопротивление изоляции обмотки было измерено при другой температуре, но не ниже 10° С, оно может быть пересчитано на температуру 75°С (табл. 3-2 и 3-3).
Таблица 3-2
Температура обмотки, °C | Сопротивление изоляции, МОм, при номинальном напряжении машины, В | Температура обмотки, °C | Сопротивление изоляции, МОм, при номинальном напряжении машины, В | ||||
3 | 6 | 10 | 3 | 6 | 10 | ||
10 | 40 | 80 | 135 | 40 | 12 | 24 | 42 |
20 | 27 | 56 | 90 | 50 | 10 | 16 | 30 |
30 | 20 | 40 | 60 | 60 | 5 | 10 | 20 |
Таблица 3-3
Температура обмотки, °C | Сопротивление изоляции, МОм, при номинальном напряжении машины, В | Температура обмотки, °C | Сопротивление изоляции, МОм, при номинальном напряжении машины, В | ||||||
220 | 380 | 500 | 660 | 220 | 380 | 500 | 660 | ||
10 | 2,7 | 4,6 | 6 | 7,9 | 50 | 0,6 | 1 | 1,3 | 1,8 |
20 | 1,85 | 3,3 | 4,3 | 5,6 | 60 | 0,4 | 0,7 | 0,9 | 1,2 |
30 | 1,3 | 2,1 | 2,8 | 3,6 | 70 | 0,3 | 0,5 | 0,6 | 0,8 |
40 | 0,85 | 1,5 | 2 | 2,6 | 75 | 0,22 | 0,38 | 0,5 | 0,65 |
Практически можно пользоваться соотношением: при повышении температуры на каждые 20° сопротивление изоляции уменьшается примерно в 2 раза.
Рис. 3-18. Схема сушки электрических машин индукционным нагревом.
Если сопротивление изоляции обмоток электрических машин напряжением до 1000 В ниже величин, приведенных в табл. 3-3, необходимо обмотки подвергнуть сушке. Существуют различные методы сушки электрических машин: индукционным нагревом, внешним нагревом, электрическим током от постороннего источника и др. Наиболее распространена сушка электрических машин индукционным нагревом (рис. 3-18). При использовании этого метода можно одновременно сушить несколько машин, соединяя последовательно их намагничивающие обмотки.
Обмотку из изолированных проводов наматывают по наружной поверхности корпуса машины и присоединяют к источнику переменного тока. Для сушки методом индукционного нагрева могут быть рекомендованы сварочные трансформаторы с регулировкой тока дросселем. Если невозможно намотать обмотку по всей наружной поверхности станины, приподнимают машину над плитой (рис. 3-18, а) либо смещают обмотку на подшипниковые щиты, как показано на рис. 3-18,б.
При сушке индукционным методом ведут непрерывное наблюдение за температурой обмотки (последняя не должна превышать 70 °C) и через каждый час измеряют ее сопротивление изоляции. В начале нагрева обычно сопротивление изоляции падает, а затем начинает возрастать.
Сушку заканчивают, когда прекращается нарастание сопротивления изоляции. Если в процессе сушки сопротивление изоляции достигло требуемой нормами величины, но продолжает заметно повышаться, сушку нельзя приостанавливать. Ее надо продолжать до тех пор, пока сопротивление изоляции не будет примерно одинаковым в течение 2—3 ч.
Другим распространенным методом сушки электрических машин является сушка внешним нагревом (рис. 3-19).
Машину помещают в кожух, у которого внизу оставляют отверстие для входа нагретого воздуха, а вверху (в противоположном углу) — отверстие для выхода теплого воздуха. Кожух должен быть огнестойким (из металла или листового асбоцемента). Если его выполняют из деревянных щитов, то последние обшивают кровельной сталью по войлоку.
Рис. 3-19. Сушка машины внешним нагревом.
Воздух нагревают с помощью тепловоздуходувки, ламп накаливания, нагревательных сопротивлений или батарей пароводяного отопления, которые устанавливают вблизи нижнего входного отверстия. Температуру нагретого воздуха у входа необходимо контролировать; она не должна быть выше 90 °C. Каждый час измеряют также сопротивление изоляции обмоток.
Электрические машины сушат также электрическим током (переменным пли постоянным) от постороннего источника. Для сушки асинхронных двигателей трехфазным током применяют напряжение не более 10— 15% номинального. При этом ротор должен быть заторможен. В двигателях с фазным ротором обмотку закорачивают на кольцах.
При сушке асинхронных двигателей однофазным переменным током или постоянным током ротор также должен находиться в неподвижном состоянии. Схемы включения обмоток двигателя в этом случае выбирают в зависимости от того, выведено три пли шесть концов обмотки статора (рис. 3-20, а, б).
При сушке асинхронных двигателей током от постороннего источника условия вентиляции плохие, так как ротор двигателя находится в неподвижном состоянии.
Рис. 3-20. Схемы для сушки асинхронного двигателя однофазным переменным и постоянным током. а, б — при шести выводах обмотки; в, г — при трех выводах обмотки.
Поэтому ток сушки в каждой фазе не должен превышать 50—70% номинального тока двигателя. При этом должен вестись непрерывный контроль за нагревом обмотки с помощью термометра (температура должна быть не выше 70°C). Если сушку производят по схемам, показанным на рис. 3-20 в, а, рекомендуется каждые 2 ч переключать фазы обмотки электродвигателя так, чтобы нагрев всех трех фаз шел равномерно.