Глава 15. УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ ПОТОЧНЫХ ЛИНИИ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ И ЖИВОТНОВОДСТВЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Поточная линия—это система производственных машин, агрегатов и транспортирующих механизмов, выполняющих один технологический цикл, например приготовление гранулированных кормов, очистку, сушку и сортирование зерна и т. п.
Поточность производственного процесса предъявляет определенные требования к электроприводу и его автоматизации.
Автоматизированное управление поточными линиями должно обеспечивать: безопасность для обслуживающего персонала, определенную последовательность включения и отключения токоприемников, исключающую аварийные ситуации, легкость отыскания неисправностей и т. п.
С этой целью в схемах управления предусматриваются:
а) устройство для подачи звукового и светового сигнала перед включением;
б) блокировки, обеспечивающие:
пуск электродвигателей механизмов поточной линии против, а остановку по ходу движения продукта или материала обработки;
остановку без выдержки времени всех машин, работающих на загрузку какой-либо машины, при аварийном отключении этой машины;
невозможность неправильного включения и отключения электрических цепей;
в) переключатели, позволяющие осуществлять переходы от автоматического управления к ручному, от централизованного к местному и к наладочному, от одного режима работы к другому;
г) световую сигнализацию состояния машин и аппаратов, появления или исчезновения напряжения на отдельных участках схемы, возникновения неисправностей;
д) кнопки аварийного отключения линии в разных местах протяженного помещения, позволяющее быстро отключить линию, если необходимо, не только с пульта управления.
Поточные линии требуют дистанционного, централизованного управления с одного пульта, который устанавливается обычно в производственном цехе ближе к основным агрегатам. Шкаф с магнитными пускателями, контакторами и другими аппаратами размещается отдельно в более сухом и чистом месте.
Электрические схемы управления поточными линиями включают большое число элементов и достаточно громоздки. Чтобы обеспечить большую надежность, простоту и удобство эксплуатации, в разработанных поточных линиях сельскохозяйственного назначения, как правило, применяют однотипную аппаратуру управления, асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором. Составляют схемы с наименьшим числом контактов, используя простейшие средства индивидуальной защиты электродвигателей от перегрузок при помощи тепловых реле магнитных пускателей и индивидуальную или групповую защиту цепей электродвигателей от коротких замыканий при помощи электромагнитных расцепителей автоматов защиты.
В результате схемы различных поточных линий, применяемых в настоящее время, достаточно трафаретны.
Электротехническая промышленность начала выпускать специально для сельскохозяйственного производства унифицированные низковольтные распределительные устройства РУС, низковольтные комплектные устройства для дистанционного управления механизмами, ящики управления и т. д. Это оборудование позволит совершенствовать электроприводы поточных линий.
ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОТОЧНЫХ ЛИНИИ ЗЕРНООЧИСТИТЕЛЬНО-СУШИЛЬНЫХ ПУНКТОВ И КОМПЛЕКСОВ
После комбайновой уборки зерно, особенно то, которое предназначено на семена, необходимо в кратчайший срок очистить от сорняков, а влажное, кроме того, высушить.
Внедрение поточной технологии послеуборочной обработки зерна позволяет значительно сократить затраты труда и увеличить производительность агрегатов.
Согласно этой технологии, для районов с относительно сухим климатом выпускаются зерноочистительные машины серии ЗАВ, для увлажненной зоны — зерноочистительно-сушильные комплексы кзс.
Каждый агрегат или комплекс, помимо машин, непосредственно обрабатывающих семена, и устройства для разгрузки автомобиля, включает набор транспортирующих машин: норий, ленточных транспортеров, шнеков.
Рис. 15.1. Технологическая схема зерноочистительного отделения КЗС-10:
1 — автомобиле-разгрузчик; 2 — приемный бункер; 5 — нория; 4 — машина первичной очистки; 5 — воздушно-ремонтная машина;6 — триерный блок; 7 — вентиляционная система; 8 - транспортеры.
Все машины согласованы по производительности и объединена в единую поточную линию, обслуживаемую одним-двумя операторами. Эти агрегаты и комплексы довольно крупные потребители электрической энергии (табл. 15.1). Разработаны еще более производительные агрегаты ЗАВ-50, 3AB-10U, КЗР-5 и специальные пункты для обработки и хранения семенного зерна. В колхозах и совхозах страны широко распространены зерноочистительно-сушильные комплексы КЗС.
Комплекс КЗС-10Ш производительностью 10 т/ч с шахтной сушилкой СЗШ-8 имеет зерноочистительное и сушильное отделения. Обработка зерна происходит по следующей технологической схеме (рис. 15.1). Поступающее зерно выгружается из автомобилей на автомобиле-разгрузчике 1 в приемный бункер 2.
Из бункера зерно поступает в ветвь а нории 3, поднимается ею и в зависимости от положения распределителя подается или в бункер резерва или в машину первичной очистки 4. После первичной очистки зерно в зависимости от его состояния по влажности может быть направлено в сушильное отделение или в ветвь нории 3 на вторичную очистку.
Табл. 15.1. Общие технические показатели зерноочистительных агрегатов
Вторичная очистка проводится сначала на воздушно-решетной машине 5. Затем винтовым транспортером 8 очищенное зерно направляется на триерный блок 6 для окончательной обработки. Очищенное зерно самотеком поступает в бункер чистого зерна. Отходы от воздушно-решетной машины, триерного блока, централизованной вентиляционной воздушной системы 7 поступают в бункеры фуража и отходов. Сюда же транспортером 9 доставляются отходы из машины первичной очистки.
К зерноочистительному отделению примыкает сушильное, куда подается влажное зерно после первичной очистки.
Электрические схемы соединений электродвигателей зерноочистительного отделения и их цепей управления обеспечивают: дистанционное включение и отключение электродвигателей в соответствии с выбранным маршрутом зерна.
В первом положении универсального переключателя S1 (рис. 15.2) замкнуты цепи 1, 2. При этом можно включать поочередно двигатели циклона M1, блока триеров М2, транспортера М3, воздушно-решетной машины М4, агрегата предварительной очистки с транспортером отходов М5, М6, загрузочной нории М7.
Во втором положении S1 замыкаются контакты 3 и последовательно вводятся в работу циклон, машина предварительной очистки, загрузочная нория. Когда замкнута цепь 4, включаются те же машины, что и в первом случае, за исключением триерного блока. Наладочный режим получают замыканием контактов 5 при помощи реле К8.
Рис. 15.2. Схема управления электродвигателями зерноочистительного отделения.
Универсальный переключатель S1, кнопки S2...S14 для включения и отключения двигателей размещаются на пульте управления, кнопка SJ5 в зерноочистительном отделении, а кнопка S16 в сушильном. Все электродвигатели снабжены тепловой защитой F1... F7. Промежуточное реле К9 позволяет отключить все двигатели в экстренном случае.
На пульте, кроме кнопок, имеются лампы световой сигнализации о наличии напряжения, включении электродвигателей, заполнении бункеров. Аналогично построены и схемы управления двигателями сушильного отделения, а также комплексов КЗС-20Ш и других.
В КЗС и других комплексах для привода машин и агрегатов применяют асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором единых серий закрытого обдуваемого исполнения. Режим работы их продолжительный, нагрузка меняется незначительно.
Номинальная мощность вентилятора циклона 14 кВт, вентиляторов шахт сушилок и автомобилеподъемника по 10 кВт, норий — 2,2 кВт, зерноочистительных машин 3 и 1,1 кВт, триерного блока 2,2 кВт, транспортеров 1,5 кВт.