Содержание материала

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
сельскохозяйственных машин,
АГРЕГАТОВ И ПОТОЧНЫХ ЛИНИЙ
Глава 7. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. МЕХАНИКА ЭЛЕКТРОПРИВОДА

ЭЛЕКТРОПРИВОД И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ

Основным средством для приведения в движение почти всех стационарных и части мобильных машин в сельском хозяйстве является электродвигатель. Электромеханическое устройство, предназначенное для электрификации и автоматизации рабочих процессов, состоящее из преобразовательного, электродвигательного, передаточного и управляющего устройств, называется электроприводом.
Электропривод преобразует электрическую энергию в механическую и обеспечивает электрическое управление преобразованной энергией.
В простейшем варианте электропривод представляет собой электродвигатель с передаточным устройством в виде соединительной муфты, ременной передачи, редуктора и системы управления, состоящей из рубильника, пакетного выключателя или электромагнитного пускателя.
В современных электроприводах широко используют питание электродвигателя от сети через дополнительное преобразовательное устройство, которое преобразует, например, переменный ток в постоянный.
В зависимости от способа передачи механической энергии от электродвигателя к рабочим органам производственных машин электроприводы делятся на три основных типа: групповой, одиночный, многодвигательный.
Групповым называется привод, в котором один двигатель приводит в движение при помощи трансмиссий или передач группу производственных машин. Кинематическая цепь в таком приводе оказывается сложной и громоздкой, а сам электропривод — неэкономичным. Групповой привод в настоящее время практически не применяется.
Одиночным называется привод, в котором двигатель приводит в движение только одну рабочую машину. В сельском хозяйстве — это основной вид привода.
По сравнению с групповым одиночный привод позволяет существенно упростить кинематическую цепь, более полно использовать достоинства электродвигателя.
Многодвигательным электроприводом называется привод, состоящий из нескольких одиночных электроприводов, каждый из которых предназначен для приведения в действие отдельных рабочих органов рабочей машины.
Первый в истории техники образец электропривода был создан русским ученым Б. С. Якоби в 1938 г. и служил для приведения в движение катера. Совершенствование электропривода и его практическое применение неразрывно связаны с развитием электроэнергетики в целом. Зарождение производственного электрического привода совпадает по существу с появлением промышленных конструкций электродвигателей постоянного тока (около 1875 г.), а быстрое его развитие началось после того, как русским инженером Доливо-Добровольским в 1891 г. была создана система переменного трехфазного тока и предложен асинхронный бесколлекторный двигатель.
В качественном развитии электропривода наблюдается постепенное перемещение места, где преобразуется электрическая энергия в механическую, к рабочему органу, повышение рабочих скоростей и единичных мощностей, широкое использование автоматических систем управления.
В сельскохозяйственном производстве широкое внедрение электропривода характерно для послевоенных пятилеток.
В 1950 г. в сельском хозяйстве было 153 тыс. электродвигателей, в начале 1963 г. — около 1060 тыс., а в 1976 г. — 10 млн. штук.
В десятой и одиннадцатой пятилетках потребление электроэнергии для производственных целей будет увеличено в 1,6... 1,8 раза. Соответственно вырастет установленная мощность и количество электродвигателей.
Доля электроэнергии, которая потребляется электродвигателями в сельском хозяйстве, составляет в настоящее время 50 ... 60% общего потребления. Так, в 1976 г. из 70 млрд. кВт-ч 45 млрд. кВт-ч было израсходовано на производственные нужды. Развивается и наука по электроприводу. В нашей стране впервые теория электропривода оформилась как самостоятельная наука. Первыми работами в этом направлении следует считать учебные руководства профессоров П. Д. Войнаровского и В. В. Дмитриева (1900... 1903 гг.) по курсу «Электрическая передача и распределение механической энергии».
Основоположниками теории электропривода как законченной отрасли науки явились советские ученые С. А. Ринкевич, В. К. Попов, А. Т. Толован, Д. П. Морозов, Л. Б. Гейлер, М. Г. Чиликин.
По электроприводу сельскохозяйственных машин и агрегатов широко известны научные труды и учебные пособия профессоров М. Г. Евреинова, Г. И. Назарова, П. Н. Листова.