Содержание материала

Температура торможения трещин в циркониевых наводороженных сплавах достаточно высока, поэтому при эксплуатации конструкций из циркониевых сплавов могут возникать условия, когда начавшая развиваться трещина не сможет затормозиться и приведет к хрупкому разрушению. Поэтому основные усилия исследователей были направлены на изучение условий инициирования трещин. Требовалось получить соотношения между напряжениями, размерами дефектов и температурой эксплуатации, гарантирующими предупреждение развития дефектов до критических размеров при однократном нагружении. Прямой ответ давали испытания конструкций из циркониевых сплавов.
В работах [35, 179] приведены результаты исследования сопротивления разрушению труб реактора SGHWR из холодно- деформированного циркалоя-2. Испытывали отрезки труб диаметром 127 мм, толщиной 5,1 мм, в которых электроискровым методом создавали сквозные надрезы различной длины. Трубы нагружали внутренним давлением. При температуре испытаний ниже 150° С надрезы уплотнялись резиновыми пластинками, а при более высокой температуре — специальными алюминиевыми втулками, вставленными внутрь испытуемых труб. С торцов трубы уплотняли специальными головками. Трубы испытывали в исходном состоянии с содержанием водорода 0,02 и 0,04%.
При 300° С ненаводороженные трубы разрушались вязко путем среза по плоскостям скольжения. Наводороженные трубы разрушались квазихрупко путем отрыва с небольшими следами сдвига в изломе.
При 20° С разрушение ненаводороженных труб носило смешанный характер, а при содержании водорода 0,04% — квази- хрупкий. При повышении температуры испытаний характер разрушения постепенно менялся. Но при содержании водорода 0,04% и температуре 200° С разрушение все еще было квази-хрупким.
Зависимости разрушающих напряжений от длины надреза приведены на рис. 6.2. Видно, что наводороживание особенно сильно понижает сопротивление разрушению холоднодеформированного циркалоя-2 при температуре 20° С. При 300° С влияние наводороживания существенно меньше. Качественно картина влияния водорода совпадает с выявленной при испытаниях на ударную вязкость.
На рис. 6.3 а, б, в (по данным работы [127]) показано влияние температуры на разрушающие напряжения при различных уровнях наводороживания. Снижение разрушающих напряжений с повышением температуры для ненаводороженных труб, по-видимому, связано со снижением предела текучести. При наводороживании разрушающие напряжения увеличиваются с повышением температуры.


Анализируя на основании полученных данных работоспособность труб реактора SGHWR, Р. В. Никольс и Б. Уоткинс [ 127J отмечают, что для рабочего уровня напряжений (11 кгс/мм2) в трубах этого реактора даже при наихудших условиях (температура 20° С и степень наводороживания 0,04%) критический сквозной дефект составляет ~50 мм. Учитывая также, что напряжения в трубах реактора SGHWR повышаются до наибольших значений одновременно с ростом температуры, Р. В. Никольс и Б. Уоткинс считают, что существует достаточная гарантия того, что хрупкое разрушение труб реактора SGHWR невозможно.
А. Кован и В. Д. Лангфорд [55] приводят результаты исследования влияния облучения и наводороживания на сопротивление разрушению труб из циркалоя-2 реактора «Дуглас- Пойнт». Испытывали горячекатаные и холоднодеформированные на 18% трубы с внутренним диаметром 92,5 мм и толщиной стенки 4,2 мм. Трубы наводорожи- вали до 0,02% 24 ч в растворе LiOH при 360° С и давлении 190 кгс/см2. Гидриды были ориентированы в кольцевом направлении. Наводороженные и ненаводороженные трубы в ненапряженном состоянии облучали на воздухе при 300°С в интегральном потоке 2,3-1020 нейтрон/см2 (Е>1 Мэв). Внутри труб были размещены образцы для определения механических свойств и испытаний на статический изгиб (т. е. для определения раскрытия трещины). Образцы для определения раскрытия трещины имели размеры 46,5X10X4,2 мм с надрезом шириной 0,2 мм и глубиной 2 мм. Три образца были вырезаны из трубы, облученной в течение 11 000 ч при 280° С и нагруженной внутренним давлением. Кольцевые напряжения в трубах составляли 9,5 кгс/мм2. Интегральный поток нейтронов был 7-1020 см-2, концентрация Н2 в трубах составляла 0,0033%.


Кроме того, были испытаны трубы, извлеченные из реактора NPD, с внутренним диаметром 82,5 мм, толщиной стенки 4,32 мм, изготовленные из холоднодеформированного на 17% циркалоя-2. Эти трубы проработали в реакторе 5 лет при температуре 252—273° С. Кольцевые напряжения в трубах равнялись 7 кгс/мм2, максимальный интегральный поток достигал 1,2-1021 нейтрон/см2, концентрация водорода — 0,0027%. В трубах создавали сквозные надрезы электроэрозионной обработкой, а затем нагружали внутренним давлением до разрушения.
Полученные А. Кованом и В. Д. Лангфордом [55] зависимости приведены на рис. 6.4. При 300° С трубы разрушались вязко, а при 20° С разрушение носило хрупкий или квазихрупкий характер.
Облучение ненаводороженных труб реактора «Дуглас-Пойнт» увеличивало разрушающие напряжения по сравнению с необлученными при надрезах одинаковой длины. Этот эффект был более заметен при 300° С, чем при 20° С. Очень слабое влияние облучения при комнатной температуре на разрушающие напряжения труб из циркалоя-2 было также отмечено в работе [35]. Наводороживание до 0,02% заметно уменьшает напряжения разрушения необлученных труб при 20° С, но мало сказывается при температуре 300° С.

Совместное влияние облучения и наводороживания изменяется с температурой. При 20° С влияние наводороживания превалирует. 

Ряс. 6.4. Влияние облучения и наводороживания при 20 и 300° С на зависимость разрушающего напряжения от длины, трещины:
1 — исходное состояние; 2 —облучение Ф=2,3·1020 нейтрон/см2, 3 — наводороживание до 0.02%; 4 — облучение Ф=2,3 · 1020 нейтрон/см2 и наводороживание до 0,02%.
При 300° С наводороживание снижает разрушающие напряжения для облученных образцов, но не в такой степени, как при 20° С. При 300° С существенным оказывается упрочняющее влияние облучения, поэтому сопротивление разрушению облученных и наводороженных труб при этой температуре выше, чем необлученных.
В табл. 6.6 для сравнения приведены данные о влиянии облучения на разрушающие напряжения труб с надрезом мм при температуре 300° С.

Таблица 6.6
Влияние облучения на разрушающие напряжения в трубах реактора «Дуглас-Пойнт»

В отличие от труб реактора «Дуглас-Пойнт» при температуре 20° С разрушающие напряжения облученных наводороженных труб для реактора NPD оказались ниже, чем для необлученных ненаводороженных, хотя трубы реактора NPD получили существенно большую дозу облучения и соответственно большее упрочнение. Возможно, это связано с повреждениями, вызванными ползучестью труб в реакторе NPD в течение пятилетнего срока их эксплуатации. Однако отсутствие подобного эффекта при испытаниях труб при температуре 300°С осталось необъявленным.
В работе [55] исследовано влияние ориентации гидридов, повышенного содержания водорода и поверхностных дефектов на сопротивление разрушению циркалоя-2 и показано, что при 300° С и высоком содержании водорода (до 0,1%) критическая длина трещины в трубах реактора SGHWR при напряжении 11,2 кгс/мм2 составляет  100 мм.
Наводороживание с ориентацией гидридов в радиальном направлении существенно снижает сопротивление разрушению труб из циркалоя-2 при температуре 20° С, но мало сказывается при температуре 300° С (см. рис. 6.2). Расчетным путем по величинам вязкости разрушения Ккр, определенным на образцах с надрезом [154] для наводороженных до 0,04% с радиальной ориентацией гидридов и облученных труб, были определены для различных напряжений критические размеры поверхностной полуэллиптической трещины (табл. 6.7). Как видно, в трубах реактора SGHWR при напряжении 11,2 кгс/мм2 поверхностные трещины становятся критическими при длине 254 мм и глубине 2,54 мм.

Таблица 6.7
Критические размеры поверхностной трещины в трубах для различных напряжений

В табл. 6.8 приведены результаты исследования влияния облучения на сопротивление разрушению труб из циркалоя-2 при различной температуре. Трубы диаметром 25,4 мм с толщиной стенки 1,5 мм облучали в интегральном потоке (l-70)Х1019 нейтронам2. Изменение интегрального потока в указанных пределах не оказало влияния на сопротивление разрушению.

Таблица 6.8
Влияние облучения на разрушающие напряжения для различной температуры (°C) труб из циркалоя-2 со сквозным надрезом длиной 12,7 мм


Содержание водорода, %

 

 

Разрушающее напряжение, кгс/мм2

 

Характеристика образцов

20

50

100

150

200

250

300

0,002

Необлученные
Облученные

41
41

40
40

37
39

33
36

29
34

27
33

23
30

0,025

Необлученные Облученные

30
16

35
20

37
34

33
36

29
34

27
33

23
30

0,04

Необлученные Облученные

22
13

27
13

35
14

33
20

29
34

27
33

23
30

Из табл. 6.8 следует, что облучение повышает сопротивление разрушению ненаводороженных труб. Разрушающие напряжения для наводороженных труб под действием облучения понижаются в области 20—200° С, а при более высокой температуре совпадают с соответствующими значениями для ненаво- дороженных труб.
Б. Уоткинсом [181] подведены некоторые итоги изучения сопротивления разрушению труб реактора SGHWR. В этом реакторе были использованы трубы из холоднодеформированного на 30% циркалоя-2 с внутренним диаметром 128±0,25 мм, толщиной 4,7 мм, длиной 4660 мм, нагруженные до напряжения 11 кгс/мм2.

Таблица 6.9
Критическая длина трещины для труб из циркалоя-2

В табл. 6.9 приведены значения критической длины трещины в трубах при различной ориентации гидридов и напряжении 11 кгс/мм2. В работе [138| исследовали сопротивление разрушению труб из сплава Zr —2,5% Nb при нагружении внутренним давлением при комнатной температуре. Основные результаты испытаний приведены в табл. 6.10. Объем полученных данных недостаточен, кроме того наблюдается разброс данных, однако некоторые выводы все же можно сделать.

Таблица 6-10.
Критическая длина трещины в трубах из сплава
Zr—2,5% Nb

Наводороживанне существенно снижает критическую длину трещины в закаленных трубах. Критическая длина трещины для закаленных труб сплава Zr — 2,5% Nb существенно ниже, чем для циркалоя-2. Для холоднодеформированных труб даже после наводороживания критическая длина трещины больше, чем у закаленных ненаводороженyых труб. У холоднодеформированных труб из сплава Zr — 2,5% Nb критическая длина
трещины также меньше, чем у циркалоя-2, но нt в такой степени, как для закаленных труб. 

Рис. 6.5. Изменение критической длины трещины, интегрального потока и концентрации водорода в трубах из циркалоя-2 в процессе эксплуатации реактора.


Рис. 6.6. Зависимость разрушающих напряжений и критической длины трещины для труб из циркониевых сплавов:
1 — циркалой-2; 2 — расчетная кривая и экспериментальные данные (X) для сплава Zr — 2,5% Nb.
На холоднодеформированные трубы заметно влияет облучение. При эксплуатации важно представлять кинетику наводороживания и облучения, чтобы правильно оценить величину критического дефекта. На рис. 6.5, 6.6 показано возможное изменение интегрального потока нейтронов и степени наводороживания труб из циркалоя-2 в реакторе SGHWR, а также изменение критической длины трещины. Концентрация водорода 0,02% может быть уже после 15 лет эксплуатации и 0,04% — после 30 лет.

В ряде работ было исследовано сопротивление разрушению циркониевых сплавов по критерию раскрытия трещин. В работе [83] проводились измерения раскрытия трещин в трубах диаметром 127 мм и толщиной 5,1 мм из циркалоя-2, нагружавшихся внутренним давлением, а также в небольших образцах, вырезавшихся из разрушенных труб, при статическом изгибе.
За критическую величину раскрытия трещин принималось раскрытие трещин либо в момент разрушения образца, либо в момент достижения максимальной нагрузки. Это состояние —  начало падения нагрузки до окончательного разрушения образца — было характерным для пластичных материалов. Результаты испытаний приведены в табл. 6.11.

Результаты испытаний труб и образцов из сплава циркалой-2

Таблица 6.11


Содержание водорода, %

Длина надреза в трубах, мм

Раскрытие трещины в трубах, мм

Раскрытие трещины при испытании образцов, мм

Разрушающее напряжение для труб, кгс/мм2

Эксперимент

Теория

0,0025

50,8

0,71

0,56

25

22,5

 

76,2

0,94

0,50

18

14

0,02

50,8

0,19

0,20

14

14,3

 

76,2

0,10

0,14

6,7

7.9

0,04

25,4

0,16

0,16

25,5

25,2

 

50,8

0,09

0,10

9,6

10,2

 

50,8

0,09

0,074

9.6

8,9

 

76,2

0,05

0,02

4,8

4,1

Как видно из табл. 6.11, величина раскрытия трещины в образцах несколько меньше величины раскрытия трещины в ненаводороженных трубах. В наводороженных образцах соответствие между величинами раскрытия трещин в трубах и образцах существенно лучше. По раскрытию трещин в образцах рассчитаны разрушающие напряжения, которые оказались близкими к экспериментальным значениям.
В табл. 6.12 приведены результаты определения критического раскрытия трещин в образцах из циркалоя-2, облученного при температуре 300° С в интегральном потоке (1,7-2,7)·1018 нейтрон/см2 при напряжении 11 кгс/мм2.
В табл. 6.12 приведены также величины критической длины трещины при напряжении 11 кгс/мм2 и температуре 300° С. Из таблицы видно, что влияние наводороживания существенно при температуре 20° С. При более высокой температуре оно невелико. Размеры критической трещины таковы, что трудно ожидать наличия в исходном состоянии или возникновения дефектов подобных размеров в трубах каналов реакторов.
Наводороживание и облучение снижают критическое раскрытие трещины даже при температуре 300° С (табл. 6.13). Эти данные получены для циркалоя-2 на образцах, вырезанных из труб, испытанных при трехточечном изгибе, после облучения в интегральном потоке (2,94-9,3)-1020 нейтрон/см2. [86].

Таблица 6.12
Значения критической величины и раскрытия трещины в трубах из циркалоя-2

Таблица 6.13
Влияние наводороживания и облучения на раскрытие трещины при различной температуре (°C)

Было исследовано сопротивление разрушению сплава Zr — 2,5% Nb отечественного производства.
В. М. Маркочев, В. Ю. Гольцев, Е. Ю. Ривкин и А.М. Васнин испытывали образцы из листа толщиной 4 мм в состоянии поставки и после отжига при 550° С в течение 5 ч. Механические свойства листов при комнатной температуре приведены в табл. 5.5. Образцы для нагружения растяжением длиной 300 мм, шириной 100 мм имели центральный надрез с усталостной трещиной на концах надреза, а образцы для статического изгиба длиной 55 мм и высотой 11 мм —боковой надрез также с усталостной трещиной. В процессе испытаний при комнатной температуре измеряли нагрузку, действующую на образец, рост трещины и ее раскрытие в момент страгивания. Результаты испытаний приведены в табл. 6.14.
Таблица 6.14
Результаты испытаний образцов с центральной трещиной из сплава Zr — 2,5% Nb

Напряжения в нетто-сечении образцов с центральным надрезом превышают предел текучести материала уже при страгивании трещины и приближаются к пределу прочности. Перед вершиной надреза или трещины в процессе нагружения образовывались отчетливо видимая зона утяжки — пластической деформации. Трещина после страгивания в образцах в исходном состоянии намного продвигалась вперед, и затем разрушение происходило по плоскостям скольжения.
Из табл. 6.14 следует, что раскрытие трещины в момент ее страгивания практически не зависит ни от типа образца, ни от длины трещины.
Е. Ю. Ривкиным и А. А. Васниным были проведены также испытания при комнатной температуре труб из Zr—2,5% Nb диаметром 63 мм с толщиной стенки 4 мм при нагружении внутренним давлением. Механические свойства труб, отожженных при 550° С, в течение 5 ч следующие: σ0,2 = 30 кгс/мм2, σв = 50 кгс/мм2, δ=12%.
Образцы представляли собой отрезки труб длиной 300 мм с центральным продольным сквозным надрезом с радиусом в вершине 0,06—0,08 мм. Для уплотнения внутрь образца в зоне надреза вставляли пластину из нержавеющей стали толщиной 0,5—1 мм, а сверху приклеивали герметизирующую резину толщиной 3—4 мм. Раскрытие трещины измеряли с помощью датчиков— скоб, прирост длины трещины —с помощью проволочных датчиков последовательного разрыва. Результаты испытаний приведены в табл. 6.15. 

Таблица 6.15
Результаты испытаний труб из сплава Zr — 2,5% Nb

На рис. 6.6 показана зависимость между разрушающим напряжением и критической длиной трещины. Здесь же для сравнения приведены подобные зависимости для циркалоя-2, а также расчетная кривая для сплава Zr —2,5% Nb.
Из полученных зависимостей следует, что раскрытие трещины, соответствующее моменту ее страгивания, практически не зависит от длины трещины и составляет 0,52—0,65 мм. Это значение достаточно близко к величине раскрытия трещины, полученной при испытаниях как термообработанных листовых образцов с надрезом, так и труб вдоль направления прокатки, и равно 0,43—0,6 мм. Эти данные свидетельствуют о возможности использования раскрытия трещины в момент начала ее движения для оценки склонности материала к разрушению.
Сопротивление разрушению труб из сплава Zr — 2,5% Nb ниже, чем из циркалоя-2, хотя все же находится на достаточно высоком уровне. В процессе нагружения трещина практически не растет, а только притупляется. Разрушение происходит в зоне концентрации напряжений в углах притупившейся трещины и имеет вязкий характер.

Рассмотрим вопросы расчета разрушающих напряжений в трубах из циркониевых сплавов. Напряженное состояние в вершине трещины в цилиндрической оболочке отличается от напряженного состояния в плоской пластине по двум причинам: кривизна оболочки и выпучивание ее при нагружении на участке с трещиной. Для расчета цилиндрических оболочек с трещинами была предложена простая схема, которая впоследствии была теоретически обоснована Е. С. Фолиэзом [86]. Основная предпосылка состояла в замене цилиндрической оболочки пластиной (из того же материала, той же толщины со сквозной трещиной тех же размеров, что и в оболочке), нагруженной растягивающими усилиями, создающими в пластине напряжения σ, связанные с кольцевыми напряжениями в оболочке % соотношением
(6-5), где М — функция длины трещины 2l, радиуса оболочки R и толщины стенки 5.
С учетом этого обстоятельства и соотношения между раскрытием δкр и вязкостью разрушения Ккр имеем
(6.6)
где
Р, s — средний радиус и толщина оболочки соответственно. Эта формула достаточно точно описывает зависимости, приведенные на рис. 6.6 для циркалоя-2 и сплава Zr — 2,5% Nb при напряжениях ниже предела текучести. Поскольку зависимости на рис. 6.6 построены для материалов при температуре выше критической температуры хрупкости и находятся в хорошем согласии с экспериментальными данными, можно расширить область применения формулы (6.6) и использовать ее для расчета труб из циркониевых сплавов при температуре выше критической.
Подводя итоги исследованиям сопротивления разрушению циркониевых сплавов можно отметить следующее. Имеющиеся данные свидетельствуют, что рассмотренные циркониевые сплавы в эксплуатационных условиях обладают достаточно высоким сопротивлением разрушению, позволяющим использовать их в конструкциях реакторов. Вместе с тем в настоящее время не представляется возможным сформулировать окончательную методику расчета сопротивления разрушению прежде всего из- за отсутствия достаточного объема экспериментальных данных. В дальнейшем основные усилия следует направить на изучение кинетики дефектов при циклическом и длительном статическом нагружении с учетом влияния среды. Эти данные и имеющиеся сведения о критических состояниях деталей из циркониевых сплавов позволят оценить опасность возникающих при изготовлении и эксплуатации дефектов.