Наличие данных об энергоисточнике и базовых промышленных предприятиях формируемого комплекса позволяет перейти к инфраструктуре энергопромышленного комплекса, т. е. к определению численности населения и масштабов городского и поселкового строительства, инженерных и транспортных коммуникаций, обслуживающих, смежных и сопутствующих производств, строительных баз и т. д., обеспечивающих нормальную жизнь вновь созданного крупного промышленного образования.
При определении инфраструктуры необходим строгий экономический расчет целесообразности строительства тех или иных предприятий, ибо чрезмерное количество смежных и сопутствующих производств выдвигаемых на первом, наиболее сложном этапе формирования комплексов, приведет к значительным трудностям (распыление капиталовложений и строительного коллектива, удлинение сроков освоения объектов и строительного периода в целом и т. д.). С другой стороны, чрезмерно ограниченное количество сопутствующих и смежных производств на первом этапе может отразиться на производственной деятельности основных предприятий и привести к увеличению эксплуатационных издержек, текучести рабочей силы, ухудшению условий жизни трудящихся (недостаточное обслуживание, неполная занятость женщин и т. п.).
В настоящее время имеются устойчивые связи и нормы, определяющие зависимость между численностью работающих и численностью населения с учетом обслуживающего персонала, жилой площадью и площадью города, масштабами развития обслуживающих производств; существуют также тесные зависимости между капиталовложениями в различные объекты комплекса и величиной строительно-монтажных работ, мощностью строительной базы, количеством механизмов и т. д.
Сырье предприятии и вывоз продукции определяют величину и направление грузопотоков, которые в свою очередь определяют конфигурацию транспортной сети и т. д. Все это позволяет решить вопрос первоначальной инфраструктуры комплекса с достаточной полнотой.
Строительная база.
Основным элементом инфраструктуры ГЭС и комплекса является строительная база. Величина, состав и мощность ее предприятий должны определяться в зависимости от объема капиталовложений в основные и вспомогательные строительные объекты (включая городское и транспортное строительство). В зависимости от стадии обоснования капиталовложения могут быть рассчитаны либо по сметным, либо по укрупненным нормам. Важным условием правильного определения величины первоначальных капиталовложений является единый методический подход. Нарушение единства метода подсчета (некоторые объекты подсчитываются по укрупненным нормам, а другая часть объектов — по имеющимся сметным расценкам и т. д.) может привести к несопоставимым между собой оценкам, что повлечет за собой другие погрешности.
Состав и мощность стройбазы определяются па основе той части капиталовложений в базовые предприятия, которая относится на строительно-монтажные работы, составляющие обычно 50—75% от всех капиталовложений. На основе величины этих работ и местоположения строительной базы выбираются состав и мощность ее предприятий, а затем определяется численность строительных рабочих.
Учитывая, что наибольший эффект достигается за счет использования одной и той же базы для строительства различных предприятий и сооружений комплекса, необходимо продумать четкий график ввода отдельных предприятий комплекса с тем, чтобы появилась возможность более полного и длительного использования строительных предприятий, сооружений, механизмов.
Оптимум для предприятий строительной базы должен определяться с учетом строгого соблюдения сроков ввода предприятий, предусмотренных планом.
Внешний транспорт как элемент инфраструктуры комплекса может рассматриваться только для тех транспортных сооружений, которые призваны обслуживать хозяйство комплекса. Конфигурация, протяженность этих транспортных путей и направление грузопотоков строго должны вписываться в общую систему хозяйственного комплекса.
Магистральные пути сообщения должны здесь рассматриваться только с точки зрения обслуживающего персонала и служб, которые будут размещены в узлах комплекса и должны быть учтены в расчетах численности населения, электропотребления, водоснабжения и т. д., а также планировочных решений комплекса и отдельных узлов.
Городское строительство.
Важнейшим исходным параметром для определения размеров городского строительства в пределах комплекса является численность населения. Согласно принятой методике, численность городского населения определяется исходя из:
- Основного (народнохозяйственного градообразующего) задания по росту числа работников промышленности, транспорта и административных учреждений различного значения и т. п.
2. Определения трудовой структуры населения (соотношений градообразующей, обслуживающей и несамодеятельной групп населения).
Наличие данных о количестве занятых рабочих на базовых предприятиях, строительной базе и внешнем транспорте позволяет определить градообразующую группу населения в рассматриваемом энергопромышленном комплексе. По этим данным и принятой трудовой структуре населения можно получить общую численность населения по периодам формирования и нормальной эксплуатации энергопромышленных комплексов.
В табл. 24 приводятся иллюстративные данные о типичной трудовой структуре городского населения комплекса [Л. 16].
Таблица 24
Гипотеза трудовой структуры населения в зависимости от величины городов (поселков)
Данные о количестве населения в целом по комплексу и по отдельным промышленным узлам позволяют определить размер территории, потребной для развития города; типы застройки; состав и размеры общегородских бытовых и административно-культурных учреждений; объем работы транспорта; объем центральных сооружений водопровода и канализации; размер пригородной сельскохозяйственной и рекреационной зоны.
Большое влияние на развитие инфраструктуры комплекса и его отдельных узлов будут оказывать изменения трудовой, возрастной и половой структуры населения. Поэтому указанным показателям следует уделять большое внимание. Как уже упоминалось, появление избыточного женского труда приводит к необходимости создания новых производств, не связанных с установленной для данного комплекса специализацией. Молодежный состав требует расширения определенных элементов инфраструктуры (учреждения просвещения, детские учреждения, клубы и т. д.).
К элементам инфраструктуры в энергопромышленных комплексах на базе ГЭС относятся также объекты, обеспечивающие предприятия и город теплом (ТЭЦ и котельные). Здесь важнейшей задачей является определение объемов и режимов потребления тепловой энергии заданных параметров; выбор энергоносителя для получения тепловой энергии (пар, горячая вода, электроэнергия); выбор типа (ГРЭС, ТЭЦ или котельная) мощности и структуры оборудования источника теплоснабжения. Этот выбор должен быть произведен на базе технико-экономического расчета.