Содержание материала

Проверка внутренних соединений и схемы подключения машин к сети.

В машинах постоянного тока, выполненных по ГОСТ 183-66 и работающих в режиме двигателя при правом вращении, во всех обмотках (кроме размагничивающей— противокомпаундной) ток проходит от начала 1 ( + ) к концу 2 (—).
Обозначение выводов обмоток машин отечественного изготовления приведено в табл. 2-1.
Таблица 2-1

При наличии в машине нескольких обмоток одного наименования их начала и концы, помимо буквенных обозначений, должны иметь цифровые обозначения:
1-2, 3—4, 5—6 и т. д.
При наладке должны быть проверены соответствие включения параллельной и последовательной обмоток возбуждения и взаимная полярность главных и добавочных полюсов. После капитального ремонта машины должно быть проверено также включение добавочных полюсов по отношению к якорю и компенсационной обмотке. Методы проверки приведены ниже.

Соответствие полярности обмоток возбуждения

Соответствие полярности параллельной и последовательной (подмагничивающей) обмоток возбуждения может быть проверено индуктивным методом или путем пробных включений машины. При индуктивном методе к обмоткам возбуждения, как указано на рис. 2-5, подключаются вольтметр (на 1—3 в) и аккумулятор. Полярность вольтметра предварительно должна быть проверена по маркировке зажимов аккумулятора. При согласном включении обмоток стрелка прибора отклонится в момент кратковременного замыкания ключа К вправо, а при размыкании — влево.

Рис. 2-5. Проверка и согласование полярности обмоток параллельного и последовательного возбуждения индуктивным
способом.
Взаимная полярность может быть также проверена путем кратковременного включения — толчка двигателя, возбуждаемого одной параллельной, а затем одной последовательной обмоткой. При согласном включении в обоих случаях будут одинаковы полярность полюсов и направление вращения якоря.
Установившаяся скорость при включении одной параллельной обмотки будет выше, чем при работе обеих согласно включенных обмоток.

Порядок чередования главных и добавочных полюсов

Порядок чередования главных и добавочных полюсов машин должен соответствовать табл. 2-2.

Примечание. N, S —главный северный и южный полюса; п, s—добавочные полюса.
Таблица 2-2

В двигателях, считая по ходу вращения, за главным полюсом следует одноименный добавочный; в генераторах за главным полюсом — добавочный другой полярности.

Чередование полюсов может быть проверено с помощью магнитной стрелки, поочередно подносимой с наружной стороны станины к головкам болтов. Если полярность стрелки неизвестна (например, при использовании иглы или пера, подвешенных на нитке), то полярность полюсов указывается условно. Полученные результаты сравниваются с данными, приведенными в табл. 2-2.
Проверка полярности полюсов машины с помощью вспомогательной катушки
Рис. 2-6. Проверка полярности полюсов машины с  помощью вспомогательной катушки.
Полярность главных и добавочных полюсов можно определить с помощью вспомогательной катушки К, помещаемой в зону потока рассеяния Фр, и милливольтметра mV (рис. 2-6). Обозначим буквой Н вывод катушки, от которого (если смотреть со стороны машины) витки направлены по часовой стрелке, и подсоединим его к зажиму + милливольтметра. Если катушку приближать к северному полюсу IN вдоль его оси, то стрелка милливольтметра отклонится вправо; при удалении катушки стрелка отклонится влево. Около южного полюса S стрелка будет отклоняться в обратном направлении.

Рис. 2-7. Проверка правильности взаимного включения якоря и добавочных полюсов.

Проверка взаимного включения якоря и добавочных полюсов.

 Машины постоянного тока независимо от направления вращения и от того, работают ли они в качестве двигателя или генератора, имеют одинаковое соединение якоря и добавочных полюсов. Это соединение обычно выполняется внутри машины и подлежит проверке только после ее капитального ремонта. Для этой цели к якорю подключается через рубильник источник постоянного тока (батарея), а к добавочным полюсам — милливольтметр (рис. 2-7). В тех случаях, когда обмотки добавочных полюсов чередуются с участками компенсационной обмотки, вольтметр подключается на их общие выводы. Путем переключений подбирается такое присоединение вольтметра, при котором в момент включения батареи стрелка прибора отклоняется вправо (в положительном направлении). Полярность обмоток отмечается мелом.

При правильном включении н. с. компенсационной обмотки КО и добавочных полюсов ДП направлены против н. с. якоря. Поэтому якорь и ДП должны быть соединены одноименными условными выводами (см. рис. 2-7), т. е. плюс якоря с плюсом ДП (или минус якоря с минусом ДП).

Рис. 2-8. Проверка правильности взаимного включения компенсационной обмотки и добавочных полюсов.

Магнитные потоки компенсационной обмотки КО и обмотки добавочных полюсов ДП должны быть направлены согласно. При раздельных обмотках ДП и КО их взаимная полярность может быть проверена индуктивным методом аналогично согласованию последовательной и параллельной обмоток (рис. 2-8). После определения полярности выводов обмотки соединяются последовательно разноименными полюсами, т. е. плюс одной обмотки с минусом другой. При этом их н. с. действуют согласно.

В крупных машинах, у которых ДП чередуются с участками КО, полярность последней может быть проверена путем просмотра направления намотки витков (походу тока) с соответствующей разметкой мелом торцов стержней обмотки.
При наладке схем электроприводов с обратной связью по напряжению может потребоваться знание полярности щеток и соответствующих выводов. В данном случае исходными величинами служат заданная полярность главных полюсов и направление вращения. Искомая полярность щеток может быть найдена одним из следующих способов.

  1. К двум точкам коллектора а и б, отстоящим примерно на равном расстоянии от разноименных смежных щеток (рис. 2-9), присоединяется вольтметр. Производится включение возбуждения, стрелка вольтметра дает кратковременное отклонение. Если в момент включения при указанной маркировке зажимов его стрелка отклоняется вправо, то плюс —в точке а, минус — в точке б. Такую же полярность имеют ближайшие щетки, расположенные против направления вращения.
  2. В обмотку возбуждения машины подается ток возбуждения заданной полярности. К щеткам якоря подключается вольтметр со шкалой 15—30 в, после чего якорю дается небольшой толчок в сторону заданного вращения машины от руки, рычагом, талью или краном. Отклонение стрелки вольтметра покажет полярность щеток.



Рис. 2-9. Согласование полярности щеток, направления вращения и полярности главных полюсов.

Выше рассмотрены простые приемы проверки полярности полюсов и согласования обмоток, основанные на законе взаимоиндукции. У новых, в особенности у крупных машин, ошибки во внутренних соединениях встречаются редко. Однако наладчик в данных вопросах должен свободно ориентироваться, ибо неправильные соединения в машинах постоянного тока не всегда выявляются при опробовании механизмов и могут привести к аварийному состоянию во время эксплуатации.

Так, например, неправильное подключение добавочных полюсов не обнаруживается при малых токах якоря и только после возрастания нагрузки появится прогрессирующее искрение на коллекторе; неправильно включенная последовательная обмотка двигателя также только с увеличением нагрузки на валу приведет к возрастанию скорости вращения и повышенному потреблению тока из сети. Поэтому в первые дни работы механизмов под нагрузкой требуется особенно внимательное наблюдение за поведением машин, состоянием коллектора, скоростью вращения и потребляемым из сети током.