Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Ремонт контактных соединений и выводных устройств

Ремонт контактных соединений и выводных устройств

Одним из важнейших условий, определяющих надежность электроустановок, является качество выполнения электрических контактов. Поверхности соприкосновения двух проводников, образующих электрический контакт, не бывают идеально ровными. Касание их происходит в отдельных площадках. Поэтому в месте перехода тока Из одного проводника в другой возникает переходное сопротивление, которое зависит от физических свойств соприкасающихся материалов, состояния их поверхностей (загрязнения, наличие оксидов), силы сжатия проводников, температуры и др. При увеличении сжатия проводников микронеровности сминаются, при этом увеличиваются число соприкасающихся поверхностей и их площадь. Это приводит к уменьшению переходного сопротивления.
Под воздействием окружающей среды поверхность металла покрывается оксидной пленкой, плохо проводящей ток. Медные контакты обычно покрывают оловом, пленка на котором легко разрушается при сжатии контакта.
Контактные соединения являются ослабленным местом в электрической цепи. Поэтому разъемные соединения, выполняемые с помощью болтов, винтов и гаек, по возможности заменяют паяными, сварными или опрессованными.
Болты, винты и гайки ответственных контактных соединений затягивают ключами с регулируемым крутящим моментом. Нормальное контактное давление устанавливается с таким расчетом, чтобы было обеспечено наиболее низкое переходное сопротивление без пластических деформаций крепежных деталей, наконечников и шин.
Контактные поверхности перед монтажом очищают от оксидов и загрязнений. От коррозии их защищают, смазывая нейтральным жиром. Крепежные детали (болты, гайки, шайбы, пружины) применяют с защитным цинковым или кадмиевым покрытием.

Выводы от обмоток в электрических машинах мощностью до 100 кВт выполняют обычно гибким изолированным проводом 12 (рис. 1, а). К проводу припаивают наконечник. В микромашинах, где для наконечников не хватает места, жилу гибкого провода изгибают в виде кольца 4, которое надевают на зажим 6 изоляционной колодки 3 и закрепляют гайкой 10 с шайбой 5. Под гайку устанавливают контровочную пружинную шайбу 11. Колодку крепят на корпусе 1 шпилькой 8 с гайкой и закрывают крышкой 9, которую притягивают к колодке гайкой 7.
Коробка выводов микромашины
Рис. 1. Коробка выводов микромашины: а — продольный разрез, б — вид сверху (без крышки)
Между корпусом и колодкой устанавливают уплотняющую прокладку 2. На колодку наносят обозначения выводов обмоток (рис. 1, б).
В некоторых машинах колодка зажимов не предусматривается, выводы выполняют гибкими изолированными проводами с наконечниками, маркировку наносят на обжимах, надеваемых на провода.
Установка выводов от высоковольтной обмотки
Рис. 2. Установка выводов от высоковольтной обмотки
При эксплуатации обжимы могут быть утеряны, поэтому при осмотрах и ремонтах надо следить за их плотным закреплением на выводах.
В высоковольтных машинах кабельный наконечник 3 (рис. 2), припаянный к гибкому выводу 5 от обмотки, устанавливают на зажиме 4, закрепленном на фарфоровом изоляторе 2, который крепится к дну коробки выводов 1. Изолятор делают с кольцевыми выступами, которые увеличивают длину пути поверхностного разряда от зажима до корпуса. Наружную поверхность изолятора глазируют, благодаря чему его поверхностное сопротивление сохраняется достаточно высоким даже при осаждении на нем влаги. В нижней части коробки располагают муфту, в которой размещают разделанную часть кабеля, заливаемую изоляционной массой (компаундом).
Выводные устройства двигателей серии 4А имеют несколько исполнений в зависимости от способа ввода питающего кабеля, его вида и соединения с выводами статорной обмотки. К ним можно присоединять гибкий металлический рукав и кабели с медными или алюминиевыми жилами и оболочкой из резины или пластиков. К двигателям мощностью 30 кВт и выше на напряжение 220 В, а также к двигателям с высотами оси вращения 50—63 мм присоединяют кабели только с медными жилами. Ввод кабеля предусмотрен через один или два штуцера, а также через удлинитель под сухую разделку или заливку кабельной массой. При высотах оси вращения 50—250 мм выводное устройство располагают на верху двигателя, при больших высотах — сбоку.
В выводном устройстве (рис. 3) разворачивается только патрубок с фиксацией через 90 или 180°. Колодка зажимов остается неподвижной вместе с закрепленными на ней выводами статора. Это дает возможность легко осуществить поворот выводного устройства непосредственно при установке двигателя на месте эксплуатации и гарантирует правильность подключения выводов обмотки.
Конструкция выводного устройства двигателей
Рис. 3. Конструкция выводного устройства двигателей серии 4А с высотой оси вращения 160—250 мм:
1 — крышка, 2 — табличка-схема. 3 — гнездо, 4 — предохранительная втулка, 5 — уплотнительная втулка, 6 — уплотнительное кольцо, 7 — корпус, 8 —  патрубок, 9 — колодка зажимов

При осмотре машины проверяют колодки зажимов, контактные соединения, изоляторы. Колодки с трещинами, обуглившимися местами, подгоревшими зажимами заменяют новыми. При обнаружении следов перегрева контактных соединений выясняют причину их ненормального состояния, зачищают контактные поверхности на наконечниках и зажимах, проверяют наличие пружинных шайб и гаек. Отсутствующие и поврежденные детали заменяют новыми. Проверяют качество пайки кабельных наконечников к проводам и целостность жил проводов в месте присоединения наконечников.
Одной из причин перегрева контактов может быть слабая их затяжка.
В электрических машинах на напряжение выше 1000 В пробой в коробке выводов на корпус может произойти по увлажненной или загрязненным поверхностям изолятора. Выводные концы обмотки крепят на изоляторе в таком положении, чтобы они не соприкасались с коробкой и корпусом машины. Поверхность изоляторов очищают от загрязнений и протирают сухой ветошью.
У фарфоровых изоляторов при эксплуатации могут появиться сколы ребер и граней, трещины и царапины на глазурованной поверхности. Если поверхность скола не превышает 2 см2, его края зашлифовывают и покрывают бакелитовым лаком. Более крупные сколотые части приклеивают. В машинах, работающих в увлажненной среде, склеивание не допускается, так как поверхность клеевого шва вследствие гигроскопичности становится токопроводящей; изоляторы заменяют новыми. Изоляторы со значительными повреждениями также заменяют новыми.

 
« Ремонт контактных колец и щеточного аппарата   Ремонт короткозамкнутых обмоток ротора электрических машин »
электрические сети