Содержание материала

Пуск электродвигателя знаменует собой готовность основных строительно-монтажных работ, и поэтому отмечается как своего рода торжественное событие. К пуску должны быть окончены работы по фундаментам и металлоконструкциям, по электроснабжению и монтажу электроаппаратуры; должны быть убраны строительные отходы и обеспечены условия техники безопасности.
Первый пробный пуск смонтированного электродвигателя производится после окончания наладочных работ по настройке схемы управления и после испытания неподвижной машины. Разрешение на пуск двигателя должно быть получено от организаций, выполнивших его ревизию, установку и сушку. Для установления полной исправности и надежности двигателя желательно предварительно испытать его в режиме холостого хода при отсоединенных механизме и редукторе. Однако механики обычно сразу после центровки присоединяют двигатели к редукторам, и наладчики во избежание дополнительных работ по разборке муфт вынуждены производить испытание двигателей совместно с механизмами. В этом случае соответствующее разрешение на пуск должно быть получено также от работников механомонтажа. Пробный пуск без механизма обусловливается, как правило, не проверкой исправности двигателя, а необходимостью произвести настройку схемы управления.
В практике наладочных работ принято предварительно испытывать без механизмов все крупные и средние двигатели постоянного тока, синхронные и асинхронные двигатели с фазным ротором, а также двигатели приводов, имеющих тяжелый запуск (насосы, компрессоры). Пуск двигателя должен быть тщательно подготовлен и произведен с максимальной осторожностью.
Подготовка пробного пуска. Перед подачей на схему машины рабочего напряжения выполняются следующие подготовительные операции (некоторые из них выполняются повторно).

  1. Осматривается внутренняя полость машины для проверки положения щеток, отсутствия посторонних предметов, контроля соединений между обмотками и пр.
  2. Проверяются состояние подшипников и наличие в них масла.
  3. Проверяется надежность заземления корпуса машины.
  4. От руки, с помощью лома или крана, проворачивают якорь (ротор) двигателя, проверяя свободу его хода.
  5. Реле максимальной защиты временно устанавливаются на ток срабатывания, не превышающий 200% номинального тока двигателя.
  6. При ступенчатом пуске реле ускорения с помощью деревянных кольев заклиниваются в положениях, при которых исключается выведение пусковых сопротивлений.
  7. Мегомметром проверяется изоляция силовых цепей и цепей управления совместно с обмотками двигателя.
  8. В цепь якоря для контроля пусковых токов включается амперметр.
  9. В современных системах авторегулирования нередко предусматривается включение двигателей на открытый ионный или тиристорный преобразователь с расчетом на действие токоограничения. Во время пробного пуска разгон следует производить путем постепенного открытия выпрямителей. Аналогично осуществляется разгон двигателей при управляемых генераторах и магнитных усилителях (в системах Г—Д и МУ-Д).

При испытании двигателя на ходу наладчик должен соблюдать общие правила безопасности, а при первых пусках проявить особую осторожность.
Следует предусмотреть аварийное снятие напряжения в случае отказа действия схемы управления или приваривания контактов пусковых аппаратов. Для этого рекомендуется обеспечить быстрое отключение автомата ввода. В некоторых случаях необходимо предусмотреть возможность осуществления электрического или механического торможения.
Необходимо принять меры защиты исполнителей и окружающего персонала: установить ограждения, вывесить плакаты, пользоваться резиновым ковриком, перчатками и т. п.
В испытаниях должны участвовать представители электромонтажной организации и службы эксплуатации, а при пуске с механизмом — также представитель механомонтажа.

Первый пуск — толчок двигателя.

Предварительно следует расставить наблюдающих за работой электрической и механической частями привода, четко определив обязанности каждого участвующего в испытании. Первое включение электродвигателя производится толчком продолжительностью 1—2 сек. Двигатель разгоняется и тормозится на выбеге. При толчке двигателя проверяются: а) направление вращения; б) состояние ходовой части; в) величина пускового тока и надежность действия отключающих устройств; г) действие максимальной защиты и других элементов схемы управления.
Толчок двигателя целесообразно повторить 2—3 раза, постепенно увеличивая длительность включения. При этом проверяется согласованность обмоток, настраиваются заданные уставки токоограничения и максимальной защиты.

Кратковременное включение и разгон до полной скорости.

Убедившись в надежности пусковых устройств и получив от механиков подтверждение исправности механической части, можно произвести включение двигателя на более продолжительное время. Двигатель разгоняется и достигает установившейся скорости вращения, соответствующей выведенному пусковому сопротивлению. Асинхронные двигатели с коротко- замкнутым ротором при этом разгоняются полностью, а синхронные — входят в синхронизм.
При пуске двигателя совместно с приводом необходимо следить, чтобы не перегрелись пусковые сопротивления. После достижения установившейся скорости двигатель отключается.
За время включения двигателя наладчик должен убедиться в хорошем состоянии ходовой части: отсутствии вибраций, нормальном захвате масла подшипниковыми кольцами и т. п.; у машин постоянного тока оценивается коммутация щеток. Если состояние двигателя и работа схемы управления оказываются нормальными, производятся повторные включения; при ступенчатом пуске постепенно выводятся ступени сопротивления, двигатель выходит на естественную характеристику и достигает полной скорости. В дальнейшем ходе испытаний двигателей, для которых схемой предусмотрено регулирование скорости вращения, проверяется их работа на повышенных скоростях.
При всех описанных пробных испытаниях отключение двигателя наладчиком должно производиться немедленно, без предупреждения во всех случаях получения сигнала о неисправностях схемы управления, машины или механизма привода.

Длительное включение двигателя и обкатка совместно с механизмом.

 При удовлетворительных результатах пробных пусков двигатель включается на 20—30 мин. Проверяется нагревание подшипников, обмоток и железа. За это время детали даже небольшой машины не успевают нагреться до установившейся температуры, но по характеру ее нарастания можно судить, нет ли в какой-либо части машины избыточного выделения тепла. Повреждение обмоток машины проявляется также характерным запахом горелой изоляции, который во многих случаях обнаруживается раньше, чем обмотка успевает заметно нагреться.
Если двигатель соединен с механизмом, работающим продолжительно, например, с транспортером или вентилятором с закрытой задвижкой, то пуск и проверка его работы выполняются аналогично испытанию двигателя без механизма.
После пробного включения на 20—30 мин производится длительное включение двигателя с механизмом на обкатку. Обкатка, производимая в течение 8 ч или более, служит для пришлифовки подвижных связей механизмов, выявления слабых мест схемы управления и проверки электрооборудования на нагревание. В отличие от предыдущих пусков режим испытания при обкатке диктуется механиками, производившими монтаж технологической части установки.
Двигатели, допускающие только повторно-кратковременный режим работы (например, крановые и металлургические), соединенные обычно с механизмами, имеющими ограниченный ход, обкатываются по специально составленному графику или в условиях эксплуатации.