Содержание материала

В крупных машинах постоянного тока наблюдается значительное продольное намагничивание вала. К этому явлению приводят различные факторы — потоки рассеивания, геометрическая несимметрия, несимметрия компенсационных обмоток. Аналогично происходит намагничивание валов синхронных машин. При вращении в валу машины наводится э. д. с., которая может привести к протеканию токов через подшипники и фундаментную плиту. У асинхронных машин на концах вала обычно создается гармоническая э. д. с.; ее амплитуда и частота с увеличением скорости в ряде случаев снижаются.
Для защиты шеек вала и вкладышей от паразитных токов стояковые подшипники крупных электрических машин или агрегатов, собранных из нескольких машин, изолируются (по усмотрению завода-изготовителя) от фундаментной плиты текстолитовыми или изолитовыми подкладками. По требованию ПУЭ необходимо производить проверку состояния изоляции у изолированных подшипников электрических машин. Это испытание следует выполнять в процессе монтажа при собранных маслопроводах. Для испытаний применяется мегомметр напряжением 1 000 в. Величина сопротивления изоляции не нормируется, но практически должна быть не ниже 0,5 МОм для новых машин и 0,1 МОм для машин, бывших в эксплуатации.
Проверка изоляции подшипниковых стояков должна производиться до укладки ротора, так как все подшипники связываются валом между собой, а через неизолированный подшипник — также со станиной. Обычно по технологии монтажа собирается машина и устанавливается ротор, а затем монтируется маслопровод; это не позволяет выполнить требование ПУЭ. В этих случаях следует проверить качество изоляции деталей раздельно— сначала изоляцию подшипниковых стояков, а затем изоляцию маслопроводов после их сборки.
Помимо этого, требуется по нормам ПУЭ проверить изоляцию подшипников указанных машин в процессе работы. Измерение можно производить с помощью вольтметра переменного тока на напряжение 3 в, имеющего малое внутреннее сопротивление, или амперметра с добавочным сопротивлением. Методика измерений следующая. Производится замыкание накоротко масляных пленок у подшипников с обоих концов машины путем установки перемычек между каждым подшипниковым стояком и валом (рис. 1-24). Связь перемычки с валом осуществляется при помощи скользящего контакта. Соединение вала с подшипниковым стояком необходимо  по той причине, что при вращении машины вал «всплывает» на масляной пленке, из-за чего может создаться большое переходное сопротивление и исказятся результаты измерений.
После указанной подготовки производятся два измерения напряжения: первое — между изолированным подшипниковым стояком и фундаментной плитой; второе— между концами вала машины у подшипников.
Схема проверки изоляции подшипников
Рис. 1-24. Схема проверки изоляции подшипников.

При хорошей изоляции стоек подшипников результаты обоих измерений должны быть равны между собой. Если напряжение U1 при первом измерении значительно меньше, чем U2 при втором, то это говорит о повреждении изоляции подшипника.
Последние годы крупные двигатели постоянного тока часто комплектуются с подвесными тахогенераторами, ротор которых жестко закрепляется на торце вала двигателя, а корпус опирается на подшипники и только удерживается от поворачивания. В таких приводах, кроме изоляции стоякового подшипника двигателя, необходимо изолировать от плиты скобу, удерживающую корпус тахогенератора.