Стартовая >> Архив >> Энергетика Казахстана

Роль Правительства по реализации энергосберегающей политики - Энергетика Казахстана

Оглавление
Энергетика Казахстана
Потребление электроэнергии и качество жизни
Связь между качеством услуг и качеством жизни
Причины снижения качества услуг
Условия устойчивого развития качества услуг
Энергетические ресурсы мира
Производство первичных энергоресурсов и электроэнергии
Потребление электроэнергии
Состояние и перспективы развития топливно-энергетической базы
Ресурсы твердого топлива и возможности их использования
Ресурсы углеводородного сырья и перспективы их использования
Гидроэнергетические ресурсы Казахстана
Гидроэнергетический потенциал мира
Перспективы развития атомной энергетики
Нетрадиционные источники энергии
Баланс электроэнергии
Характеристика и структура потребления электроэнергии
Характеристика электрической нагрузки и прогноз на перспективу
Рост экономического потенциала и электропотребления
Топливно-энергетический баланс и экспортно-импортная политика
Национальные энергосистемы и межгосударственные объединения
Принципы построения схемы электрических сетей и требования к ним
Эффективность формирования энергосистем
Основные тенденции развития энергосистем в мире
Развитие энергосистем в СССР (СНГ)
Этапы формирования электроэнергетики Казахстана
Перечень оборудования на электростанциях
Оценка экологической безопасности оборудования
Проблемы трансграничного переноса
Оценка надежности и безопасности работы оборудования
Принципы и нормы проектирования энергосистем
Опоры и фундаменты
Провода и тросы
Изоляция и линейная арматура
Управление объединенными энергосистемами
Информационно-вычислительные системы
Управление нормальными режимами
Управление энергопотреблением
Потери электроэнергии в сетях
Противоаварийное управление
Противоаварийная автоматика
Автоматическое регулирование возбуждения
Автоматика ликвидации асинхронного режима
Автоматическое ограничение повышения частоты и напряжения
Работа объединенных энергосистем стран СНГ в период перехода экономики
Региональные и национальные диспетчерские центры в странах СНГ
Управление резервами активной мощности
Регулирование напряжения и реактивной мощности
Координация действий систем защиты
Внедрение аспектов надежности
Экономические условия взаимодействия
Критерии межсистемных контрактов, типы межсистемных соглашений
Организационная схема взаимодействия в перспективе
Необходимые условия интеграции в управлении энергообъединениями
Сети связи и телемеханики
Первичные сети
Вторичные сети
Централизованное теплоснабжение
Теплоисточники в системах централизованного теплоснабжения
Тепловые сети
Режимы регулирования отпуска теплоты
Системы централизованного теплоснабжения в городах Казахстана
Эффективность комбинированного производства электроэнергии и теплоты
Отношение к теплофикации в развитых странах Мира
Сохранение и развитие теплофикации в Казахстане
Поиск оптимального соотношения собственности и формы их содержания
Коммерческие принципы управления в государственном секторе
Электроэнергетика и рыночные механизмы
Форма собственности и форма эксплуатации
Юридические формы организации деятельности энергокомпании
Основные положения приватизации
Выбор методов приватизации
Подготовка к проведению приватизации
Учет в процессе приватизации
Обзор проведенной приватизации в некоторых странах мира
Критическая оценка приватизации
Регулятивная функция в электроэнергетике
Регулирование тарифов
Финансовое регулирование и регулирование ценных бумаг
Решение споров
Система оперативного планирования и тарифообразования
Сочетание изменения структуры, владения и регулирования
Текущая обстановка
Анализ структуры энергетической отрасли зарубежных стран
Анализ структуры энергетики Казахстана
Формирование ценообразования в энергетике
Принципы перспективного ценообразования на электрическую энергию
Эластичность цен и спроса
Важность и потенциал энергосбережения
Рекомендуемые меры энергосбережения
Ограничения рыночных цен на энергию
Роль Правительства по реализации энергосберегающей политики
Интеграция технологии, параметров оборудования и путей финансирования
Тепловые электрические станции
Поставщики технологии сжигания в кипящем слое
Метод сжигания в кипящем слое под давлением PFBC
Внутрицикловая газификация угля
Реконструкция тепловых электростанций
Национальная энергетическая система
Проектный цикл кредитования инвестиций в энергетику
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - Эксимбанк Казахстан
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - предложение АВВ на два блока 280 МВт(эл.)/685 МВт (тепл.)
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - заключение международного консорциума ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане
Контракт на строительство ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане
Руководство по бизнес планированию
Руководство по бизнес планированию - Бизнес план
Глоссарий
Как вычислять финансовые индикаторы, осущестимость инвестирования
Инструкция по заполнению формы бизнес плана

В кризисный период в 1970-х годах Правительства промышленных, развитых стран, членов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) осуществили широкий спектр мер в области энергосбережения, методом создания законодательной и нормативной базы по энергосбережению. Большинство развивающихся стран, зависящих от импорта нефти и страдающих от увеличения цен на нефть, также были обязаны внедрять нормативы по энергосбережению. Таким образом, по всему миру, правительства стран считают необходимым осмыслить понимание значения энергоресурсов, а также научить, проинформировать потребителей энергии, независимо от форм собственности, о крайней необходимости эффективного использования энергии, для промышленных потребителей установить требования по расходованию всех видов энергии не выше утвержденных норм, пределов. Кроме того, правительство должно решить много других организационных, структурных вопросов:

  1. Назначение главных энергетиков заводов, фабрик с правом полномочий по экономному использованию энергии;
  2. Утверждение разработанных потребителями удельных расходов энергии на основные виды выпускаемой продукции с ежеквартальными (месячными) докладами в правительственные органы по их исполнению;
  3. Регулярно проводить органами Госэнергонадзора технико-экономические экспертизы использования энергоресурсов всех крупных потребителей энергии с отражением в актах о проделанной работе и результатах энергосбережения;
  4. Утвердить разработанные планы энергосбережения по секторам, отраслям промышленности, сельского хозяйства, бытовым потребителям.

В Тунисе, например, промышленные предприятия, потребляющие в год 2000 т.у.т. и выше, должны проводить технико-экономические экспертизы один раз в три года. В Южной Корее компании, потребляющие в год более 500 т.у.т., должны представлять отчет по деятельности в области потребления энергии и ее сбережения ежегодно. В той же стране утверждены абсолютные полномочия главных энергетиков предприятий в энергосбережении. Такие виды нормативов по энергосбережению применяются в Португалии, Италии, Японии и других странах. Для примера в таблицах 5.3.5 - 5.3.7. приведена государственная структура энергосбережения в Польше, Корее, Тунисе.
Для предприятий -производителей энергии (Распределительные электросетевые компании, ТЭЦ, ГЭС, КЭС) правительственные нормативы энергосбережения распространяются на соблюдение установленных удельных расходов топлива на отпущенную энергию, на величину технологических потерь в электросетях при транспортировке электроэнергии при максимально возможных уровнях компенсации реактивной электроэнергии, при обязательном исполнении требований нормативов по использованию приборов коммерческого учета энергии и др.
Особенностью обязательных законов и нормативов энергосбережения являются принудительные меры за неисполнение последних, вплоть до административных наказаний и системы штрафов , которые могут накапливаться и использоваться Правительством для реализации программ энергосбережения.
В такой постановке организационной системы энергосбережения есть выгоды чисто материальные, организующие создание контроля и мониторинга уровней потребления энергии, эластичности цен и доходов, но в этой организационной системе есть и отрицательные стороны административного бремени, требующего от правительства административных затрат и ресурсов. Со временем, когда этика энергосбережения станет более устоявшейся во всех отраслях экономики и особенно в мышлении собственников и владельцев предприятий, фабрик, заводов, законы и нормативы энергосбережения будут исполняться без злоупотреблений с большей отдачей и эффективностью. Появятся финансовые стимулы для проведения программы по энергосбережению, указанные в таблице 5.3.8.
Все правительства в мире, которые приняли законы или нормативы по энергосбережению, разработали и утвердили информационные и общеобразовательные программы по энергосбережению с долгосрочным контролем их исполнения. Общенациональные компании по всеобщему пониманию или широкомасштабные призывы за энергосбережение обычно не пользуются успехом. Обзоры, проведенные недавно в США, показали, что эффективность названных программ получается только в том случае, если они создаются и применяются к отдельно взятым потребителям энергии (коммерческие предприятия, бытовые потребители или только промышленные потребители). Например, правительства Норвегии, Финляндии, Австрии, Великобритании за последние годы начали заново создавать и использовать энергетические информационные центры по реализации указанных выше программ. Основной выгодой информационной и общеобразовательной программы, спонсируемой правительством, является то, что если ее осуществить и поддерживать должным образом, то в конечном счете точка зрения и поведение потребителей энергии по отношению к энергосбережению со временем улучшится.

Таблица 5.3.5

Структура энергосбережение в Польше

Таблица 5.3.6

Структура энергосбережения в Корее

Таблица 5.3.7

Структура энергосбережения в Турции

Финансовые стимулы для проведения программы по энергосбережению


Политика

Выгоды

Отрицательные стороны

1. Сократить/устранить НДС пошлины на импорт

• Стимулирует импорт оборудования и технологий

• Сокращает поступления в бюджет

2. Приоритетный доступ к иностранной валюте

• Увеличивает доступ к импортируемым оборудованию и технологиям

• Может сместить иностранную валюту из других секторов

3. Гранты/безрисковые кредиты

  1. Маленький размер государственных фондов может привести к значительной экономии энергии и капитала
  2. Вводит новые технологии

• Повышенное административное бремя

4. Субсидируемые кредитные процентные ставки

• Кредиты предоставляются по более низким ставкам, чем οт финансовых организаций

  1. Уменьшаются только расходы на финансирование, а не фактические капитальные расходы
  2. Капитальные затраты для Правительства

5. Кредитные гарантии

• Проекты осуществляются при низких затратах для Правительства

• Не сокращает затраты заемщиков, а скорее сокращает риск кредитора

6. Фонд по энергосбережению

  1. Функции, такие как револьверный кредит - в конечном результате самофинансирование
  2. Финансовые ресурсы фондов являются целевыми и могут использоваться только на энергосберегающие проекты
  1. Административное бремя
  2. Обычно требуется капитал от доноров

7. Налоговые стимулы

  1. Обеспечивает прямой стимул для разумного использования инвестиций в области энергосбережения
  2. Оставляет большой капитал для капиталовложения в сферу энергосбережения
  3. Способствует самосознанию
  4. Легко осуществимо

• В основном используется предприятиями с высоким налоговым бременем и семьями с более высокими доходами

Значительные усилия со стороны правительств ряда основных стран за последние 10 лет были предприняты по созданию стандартов энергосбережения для промышленного оборудования и предприятий, коммерческих и жилых зданий, а также бытовых приборов. Многие штаты США утвердили стандарты по энергосбережению для коммерческого оборудования, включая электродвигатели, системы освещения, а также центральные системы кондиционирования и многое другое.
Сингапур, где коммерческие здания потребляли 30% от общего потребления энергии, принял в 1979 году строительные стандарты, что позволило сократить потребление электроэнергии на 6-10%.
Основными целями данной программы являются сокращения зависимости от используемой нефти в транспортном секторе, а также защита окружающей среды. За 1988 год с США, Великобритании и Канаде более половины нефтяных продуктов были использованы в транспортном секторе, причем на использованный бензин пришлось 50%; выбросы в атмосферу составили от общих выбросов: окиси углерода - 67%, окислов азота - 41%, свинца - 34%. По этой причине, в рамках стран-членов ОЭСР стандарты по выбросам в атмосферную среду являются одними из важны, и распространенных транспортных правил в области энергосбережения. Одним из значимых таких стандартов, внедренных правительством США, является "Акт по чистой воздушной среде" 1990 года, уменьшающий выбросы автомобильного транспорта и достигающий энергосбережения.
Стандарты по энергосбережению - это эффективный инструмент правительственных органов для обеспечения последовательных и сильных принуждений для достижения рационального использования энергоресурсов потребителями.
Выгоды от централизованной деятельности государственных органов в области энергосбережения заключаются в том, что надежно обеспечиваются более высокие уровни координации, эффективности осуществления и контроля прогресса достигаемого энергосбережения.
Правительственное содействие в сфере исследований и развития (ИР), демонстрации и внедрения новых технологий сопровождается привлечением госбюджетных средств, чему рынок самостоятельно не в состоянии способствовать. Здесь правительство оказывает ценную поддержку частному рынку, содействуя проявленным инициативам по разработке и коммерциализации энергоэффективного оборудования и приборов.
В условиях Казахстана, выгодным стимулом является внедрение государственной общей фискально-финансовой политики, которая позволяет сократить процентные ставки рефинансирования до разумного уровня и на контролируемой основе создать достаточный уровень ликвидности в финансовой системе, которая позволит реализовать условия для долгосрочных займов на основании кредитоспособности предприятий и перспективной прибыли энергосбережения от предложенных крупных фондов.
В период середины 1980-х годов производители и потребители энергии, особенно в США , приняли на себя активную роль в деле повышения рационального, экономного использования энергоресурсов, эта компания получила название программы по управлению процессом высвобождения энергии (УПВЭ).
УПВЭ - это запланированное внедрение и контроль за деятельностью предприятий, направленное на поощрение или стимулирование потребителей энергии с тем, чтобы они повышали показатели энергосбережения, учитывая время и уровень спроса на электроэнергию.
УПВЭ - экономический процесс, направленный на экономию 1 кВт. ч, а не на выработку нового 1 кВт. ч. Экономия в стоимости получается от сохранения энергии в результате того, что предельные издержки на производство энергии выше, чем предельные затраты на деятельность УПВЭ.
Из всего предыдущего видно, что существует большое количество различных программ по энергосбережению, которыми распоряжается правительство. Тем не менее важно отметить, что механизмы обсуждаемых программ не подходят для той или другой страны: выбор необходимо нужной политики энергосбережения зависит от условий в конкретной стране.
Приоритетные меры в области энергосбережения.
Таблица 5.3.9. 

Политика/
программа

Проблемы

Затраты/
административное бремя для Правительства

Временные рамки для достижения положительного эффекта

Среда для реализации

1. Регулирование энергией Правила

• Высокая интенсивность потребления энергии

Высокие

Краткосрочный
период

  1. Эффективно на раннем этапе деятельности по энергосбережению
  2. Легче осуществить в рамках экономики с традиционно централизованным контролем
  3. Должна быть эффективна и защищать от злоупотреблений

2. Информационнее и образовательные программы

  1. Брошюры
  2. Рекламные компании
  3. Обучение и семинары
  4. Ревизии
  5. Демонстрация

• Слабая “этика” в области энергосбережения

Высокие

Долгосрочный
период

  1. Трудно измерить эффект
  2. Должна быть частью более расширенной программы
  3. Обычно вводится в период первоначального роста цен

3. Минимальные стандарты энергоэффективности

  1. Здания
  2. Транспорт
  1. Высокая интенсивность потребления энергии
  2.       

Неэффяктивные технологии

Низкие
Низкие

Среднесрочный
период
Краткосрочный
период

  1. Обеспечивает долгосрочные сигналы
  2. Легко адаптировать к региональным условиям

Продолжение
Таблицы 5.3.9


Политика/
программа

Проблемы

Затраты/
административное бремя для Правительства

Временные рамки для достижения положительного эффекта

Среда для реализации

4. Финансовые стимулы

  1. Фонд энергосбережения
  2. Налоговые программы
  3. Приоритетный доступ к иностранной валюте
  4. Сокращение НДС и пошлин на импорт
  1. Неадекватный доступ к капиталам
  2. Неэффективные технологии

Средне-высокие
Низкие
Низкие
Низкие

Среднесрочный
период
Краткосрочный
период
Краткосрочный
период

  1. Налоговые стимулы должны быть хорошо интегрированы в общий налоговый кодекс и часто пересматриваться
  2. Все финансовые стимулы должны рекламироваться
  3. Эффективно при нацеливании на определенные группы, например, промышленный сектор
  4. Должно тесно координироваться с политикой Минфина

5. Ведомственная организация

  1. Департамент Энергосбережения при министерстве
  2. Агентство энергосбережения
  1. Неадекватная организационная структура
  2. Слабое законодательство

Низкие
Средне-высокие

Краткосрочный
период
Среднесрочный
период

  1. Необходимо создать сильные организации с четкими ведомственными функциями
  2. Полномочия должны оговариваться законом
  3. Требуется сильное целеустремленное руководство

Примечание.              а) Другие программы могут быть разработаны, некоторые на более позднем этапе. Эти данные представляют приоритетные рекомендации для незамедлительного включения в НПЭ.
б) Бремя для Правительства, на основании обзора опыта стран всего мира, должны рассматриваться существующие возможности Правительства, подходящие ко всем программам.
в) Оценка базируется на основе стран всего мира: краткосрочный = 0-3 года: долгосрочный = более 5 лет.



 
« Энергетика и экология   Эффективность выбора мероприятий по снижению потерь энергии »
электрические сети