Стартовая >> Архив >> Энергетика Казахстана

Анализ структуры энергетики Казахстана - Энергетика Казахстана

Оглавление
Энергетика Казахстана
Потребление электроэнергии и качество жизни
Связь между качеством услуг и качеством жизни
Причины снижения качества услуг
Условия устойчивого развития качества услуг
Энергетические ресурсы мира
Производство первичных энергоресурсов и электроэнергии
Потребление электроэнергии
Состояние и перспективы развития топливно-энергетической базы
Ресурсы твердого топлива и возможности их использования
Ресурсы углеводородного сырья и перспективы их использования
Гидроэнергетические ресурсы Казахстана
Гидроэнергетический потенциал мира
Перспективы развития атомной энергетики
Нетрадиционные источники энергии
Баланс электроэнергии
Характеристика и структура потребления электроэнергии
Характеристика электрической нагрузки и прогноз на перспективу
Рост экономического потенциала и электропотребления
Топливно-энергетический баланс и экспортно-импортная политика
Национальные энергосистемы и межгосударственные объединения
Принципы построения схемы электрических сетей и требования к ним
Эффективность формирования энергосистем
Основные тенденции развития энергосистем в мире
Развитие энергосистем в СССР (СНГ)
Этапы формирования электроэнергетики Казахстана
Перечень оборудования на электростанциях
Оценка экологической безопасности оборудования
Проблемы трансграничного переноса
Оценка надежности и безопасности работы оборудования
Принципы и нормы проектирования энергосистем
Опоры и фундаменты
Провода и тросы
Изоляция и линейная арматура
Управление объединенными энергосистемами
Информационно-вычислительные системы
Управление нормальными режимами
Управление энергопотреблением
Потери электроэнергии в сетях
Противоаварийное управление
Противоаварийная автоматика
Автоматическое регулирование возбуждения
Автоматика ликвидации асинхронного режима
Автоматическое ограничение повышения частоты и напряжения
Работа объединенных энергосистем стран СНГ в период перехода экономики
Региональные и национальные диспетчерские центры в странах СНГ
Управление резервами активной мощности
Регулирование напряжения и реактивной мощности
Координация действий систем защиты
Внедрение аспектов надежности
Экономические условия взаимодействия
Критерии межсистемных контрактов, типы межсистемных соглашений
Организационная схема взаимодействия в перспективе
Необходимые условия интеграции в управлении энергообъединениями
Сети связи и телемеханики
Первичные сети
Вторичные сети
Централизованное теплоснабжение
Теплоисточники в системах централизованного теплоснабжения
Тепловые сети
Режимы регулирования отпуска теплоты
Системы централизованного теплоснабжения в городах Казахстана
Эффективность комбинированного производства электроэнергии и теплоты
Отношение к теплофикации в развитых странах Мира
Сохранение и развитие теплофикации в Казахстане
Поиск оптимального соотношения собственности и формы их содержания
Коммерческие принципы управления в государственном секторе
Электроэнергетика и рыночные механизмы
Форма собственности и форма эксплуатации
Юридические формы организации деятельности энергокомпании
Основные положения приватизации
Выбор методов приватизации
Подготовка к проведению приватизации
Учет в процессе приватизации
Обзор проведенной приватизации в некоторых странах мира
Критическая оценка приватизации
Регулятивная функция в электроэнергетике
Регулирование тарифов
Финансовое регулирование и регулирование ценных бумаг
Решение споров
Система оперативного планирования и тарифообразования
Сочетание изменения структуры, владения и регулирования
Текущая обстановка
Анализ структуры энергетической отрасли зарубежных стран
Анализ структуры энергетики Казахстана
Формирование ценообразования в энергетике
Принципы перспективного ценообразования на электрическую энергию
Эластичность цен и спроса
Важность и потенциал энергосбережения
Рекомендуемые меры энергосбережения
Ограничения рыночных цен на энергию
Роль Правительства по реализации энергосберегающей политики
Интеграция технологии, параметров оборудования и путей финансирования
Тепловые электрические станции
Поставщики технологии сжигания в кипящем слое
Метод сжигания в кипящем слое под давлением PFBC
Внутрицикловая газификация угля
Реконструкция тепловых электростанций
Национальная энергетическая система
Проектный цикл кредитования инвестиций в энергетику
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - Эксимбанк Казахстан
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - предложение АВВ на два блока 280 МВт(эл.)/685 МВт (тепл.)
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - заключение международного консорциума ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане
Контракт на строительство ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане
Руководство по бизнес планированию
Руководство по бизнес планированию - Бизнес план
Глоссарий
Как вычислять финансовые индикаторы, осущестимость инвестирования
Инструкция по заполнению формы бизнес плана

Анализ существующей структуры энергетики Казахстана и предложения по завершению ее формирования
В Казахстане в настоящее время существуют следующие структуры:

  1. независимые территориальные акционерные компании с полным циклом производства, транспорта и распределения электроэнергии и тепла, отпускающие электроэнергию собственным потребителям по установленным областным территориальным комитетом тарифам;
  2.  транспортная национальная компания (НЭС Казахстанэнерго), на балансе которой межгосударственные, межрегиональные линии электропередачи, стоимость услуг которой устанавливает Комитет по ценовой и антимонопольной политике;
  3.  независимые акционерные электростанции с функциями производства электроэнергии, продажи ее в НЭС, прямым крупным потребителям, региональным энергетическим компаниям по рыночным ценам;
  4. промышленные электростанции - ТЭЦ ЦГХК, ТЭЦ КМК, Балхашская ТЭЦ, Алгинская ТЭЦ, Чардаринская ГЭС с функциями производства и продажи электроэнергии собственным потребителям и региональным энергетическим компаниям по рыночным ценам.

Эта структура определена Правительственными постановлениями.
Национальная энергетическая система создает оптовый рынок электроэнергии за счет единой схемы энергообеспечения с базовых электростанций республики (собственных и независимых), дополнительной закупки за рубежом, последующего транспорта во все регионы и продажи ее территориальным энергокомпаниям, а также отдельным крупным потребителям, имеющим глубокие вводы высокого напряжения.
Региональные энергетические компании производят собственную электроэнергию и обеспечивают своих потребителей, докупая в НЭС недостающую или продавая НЭС избыточную электроэнергию.
В настоящее время в региональных энергетических компаниях нет четких правил, побуждающих свои электростанции наращивать выработку продукции и снижать ее себестоимость. Поэтому задачей субъектов региональных энергетических компаний является планирование больших затрат на производство вне связи с количеством продукции и ее себестоимостью.
Существующая структура не может обеспечивать:

  1. Достижение максимальной экономичности работы электростанций как региональных энергетических компаний из-за того, что практически нет конкуренции среди производителей, потому что в этих структурах сосредоточены и производство, и распределение электроэнергии, и продажа ее региональным потребителям;
  2. Синхронность скоротечности поставки и ценообразования электроэнергии для стимулирования у производителей и потребителями энергосберегающей политики. Кроме того в существующей структуре отсутствует понятие базисная полупиковая, пиковая энергия, что занижает экономические возможности электростанции, работающей в полупиковых и пиковых частях графика. В тарифах отсутствует показатель - стоимость мощности, определяющей резерв мощности;
  3. Самофинансирование всех звеньев энергетики, поскольку при назначении тарифов закладывается уровень рентабельности, не позволяющий осуществлять развитие, реконструкцию, модернизацию предприятий;
  4. Равные стартовые предпосылки для развития конкуренции из-за того, что региональная система всегда будет добиваться первоочередной продажи собственной электроэнергии, а затем уже покупной из НЭС путем завышения регионального тарифа;
  5. Заинтересованность регионов в развитии собственных источников энергии, поскольку во всем мире развитием занимаются только энергокомпании, т. е. структуры, заинтересованные в получении прибыли от производства и продажи электроэнергии.

Поэтому необходима дальнейшая структурная перестройка энергетики на базе "  Закона об Электроэнергетике"

  1. Все специализированные предприятия должны акционироваться, создавая при необходимости разные ассоциированные формы;
  2. Электрические, тепловые станции, режимы работ которых определяются электрическим балансом, должны самостоятельно акционироваться;
  3. Гидравлические станции, режимы работ которых определяются не только электрическим балансом, но и связаны требованиями экологии, сельскохозяйственного производства, водными режимами межгосударственными межрегиональными обязательствами, должны быть национальными энергопроизводящими организациями и должны иметь контракты на поставку электроэнергии только ПУЛом, формирующим оптовый рынок совместно с конденсационными электрическими станциями и экспортерами электроэнергии. Этот фактор как раз и будет рычагом правительственного воздействия на других производителей и на предприятия-потребителей, которым правительство примет решение оказать реальную помощь;
  4.  Национальная электроэнергетическая система формируется на базе межгосударственных и межрегиональных электрических сетей со средствами связи, ПА, РЗА и обеспечивается без дискриминационный доступ как любого производителя, так и любого потребителя;
  5. Произойдет укрупнение межгосударственных объединений на более высоком уровне - будут приняты международные стандарты и чисто экономические взаимоотношения, как указано в Главе III;
  6. Электрические тепловые станции, режимы работ которых определяются балансом теплоснабжения городов централизованного теплоснабжения, котельные и тепловые сети, должны формировать базу энергоснабжающих (тепловой энергией) организаций этих городов;
  7. Региональные энергетические компании должны по территориальным и функциональным признакам формировать энергоснабжающие организации;
  8. Региональные энергетические компании могут структурно дробиться на уровне районов, поселков, может быть даже до уровня микрорайонов. Этого не следует бояться так как это приведет:
  9. к росту авторитета электроэнергии как товара;
  10. к улучшению уровня реализации;
  11. товар будет иметь владельца от производителя до потребителя;
  12. появиться конкуренция, что не позволит повысить цены на электроэнергию;
  13. всегда есть с кого спросить за качество и надежность энергоснабжения.
  14. На базе уже сформированной национальной энергетической системы и его ОДУ создать ПУЛ;
  15. Тариф на покупку электрической энергии для нужд оптового рынка устанавливается самими производителями, объем покупки устанавливается правилами ПУЛа;
  16. Тариф для населения и энергоемких промышленных потребителей формируется республиканской регулирующей энергетической комиссией;
  17. Тариф на электроэнергию для остальных потребителей и для потребителей тепловой энергии определяется территориальными регулирующими комиссиями.
  18. Потребители всех уровней должны сохранять право выбора поставщика электрической энергии между оптовым и региональным уровнем.

Предлагаемые меры помогут ускорить интеграцию энергетики в мировую экономику и создать предпосылки для привлечения любой формы инвестиций в энергетику, формировать условия для внедрения энергосберегающих технологий как у производителей, так и у потребителей, стимулировать широкие массы работников принять активное участие в проводимом правительством переводе экономики из централизованного управления в рыночное.



 
« Энергетика и экология   Эффективность выбора мероприятий по снижению потерь энергии »
электрические сети