Стартовая >> Архив >> Энергетика Казахстана

Проектный цикл кредитования инвестиций в энергетику - Энергетика Казахстана

Оглавление
Энергетика Казахстана
Потребление электроэнергии и качество жизни
Связь между качеством услуг и качеством жизни
Причины снижения качества услуг
Условия устойчивого развития качества услуг
Энергетические ресурсы мира
Производство первичных энергоресурсов и электроэнергии
Потребление электроэнергии
Состояние и перспективы развития топливно-энергетической базы
Ресурсы твердого топлива и возможности их использования
Ресурсы углеводородного сырья и перспективы их использования
Гидроэнергетические ресурсы Казахстана
Гидроэнергетический потенциал мира
Перспективы развития атомной энергетики
Нетрадиционные источники энергии
Баланс электроэнергии
Характеристика и структура потребления электроэнергии
Характеристика электрической нагрузки и прогноз на перспективу
Рост экономического потенциала и электропотребления
Топливно-энергетический баланс и экспортно-импортная политика
Национальные энергосистемы и межгосударственные объединения
Принципы построения схемы электрических сетей и требования к ним
Эффективность формирования энергосистем
Основные тенденции развития энергосистем в мире
Развитие энергосистем в СССР (СНГ)
Этапы формирования электроэнергетики Казахстана
Перечень оборудования на электростанциях
Оценка экологической безопасности оборудования
Проблемы трансграничного переноса
Оценка надежности и безопасности работы оборудования
Принципы и нормы проектирования энергосистем
Опоры и фундаменты
Провода и тросы
Изоляция и линейная арматура
Управление объединенными энергосистемами
Информационно-вычислительные системы
Управление нормальными режимами
Управление энергопотреблением
Потери электроэнергии в сетях
Противоаварийное управление
Противоаварийная автоматика
Автоматическое регулирование возбуждения
Автоматика ликвидации асинхронного режима
Автоматическое ограничение повышения частоты и напряжения
Работа объединенных энергосистем стран СНГ в период перехода экономики
Региональные и национальные диспетчерские центры в странах СНГ
Управление резервами активной мощности
Регулирование напряжения и реактивной мощности
Координация действий систем защиты
Внедрение аспектов надежности
Экономические условия взаимодействия
Критерии межсистемных контрактов, типы межсистемных соглашений
Организационная схема взаимодействия в перспективе
Необходимые условия интеграции в управлении энергообъединениями
Сети связи и телемеханики
Первичные сети
Вторичные сети
Централизованное теплоснабжение
Теплоисточники в системах централизованного теплоснабжения
Тепловые сети
Режимы регулирования отпуска теплоты
Системы централизованного теплоснабжения в городах Казахстана
Эффективность комбинированного производства электроэнергии и теплоты
Отношение к теплофикации в развитых странах Мира
Сохранение и развитие теплофикации в Казахстане
Поиск оптимального соотношения собственности и формы их содержания
Коммерческие принципы управления в государственном секторе
Электроэнергетика и рыночные механизмы
Форма собственности и форма эксплуатации
Юридические формы организации деятельности энергокомпании
Основные положения приватизации
Выбор методов приватизации
Подготовка к проведению приватизации
Учет в процессе приватизации
Обзор проведенной приватизации в некоторых странах мира
Критическая оценка приватизации
Регулятивная функция в электроэнергетике
Регулирование тарифов
Финансовое регулирование и регулирование ценных бумаг
Решение споров
Система оперативного планирования и тарифообразования
Сочетание изменения структуры, владения и регулирования
Текущая обстановка
Анализ структуры энергетической отрасли зарубежных стран
Анализ структуры энергетики Казахстана
Формирование ценообразования в энергетике
Принципы перспективного ценообразования на электрическую энергию
Эластичность цен и спроса
Важность и потенциал энергосбережения
Рекомендуемые меры энергосбережения
Ограничения рыночных цен на энергию
Роль Правительства по реализации энергосберегающей политики
Интеграция технологии, параметров оборудования и путей финансирования
Тепловые электрические станции
Поставщики технологии сжигания в кипящем слое
Метод сжигания в кипящем слое под давлением PFBC
Внутрицикловая газификация угля
Реконструкция тепловых электростанций
Национальная энергетическая система
Проектный цикл кредитования инвестиций в энергетику
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - Эксимбанк Казахстан
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - предложение АВВ на два блока 280 МВт(эл.)/685 МВт (тепл.)
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - заключение международного консорциума ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане
Контракт на строительство ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане
Руководство по бизнес планированию
Руководство по бизнес планированию - Бизнес план
Глоссарий
Как вычислять финансовые индикаторы, осущестимость инвестирования
Инструкция по заполнению формы бизнес плана

Приложение 1
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ЦИКЛ КРЕДИТОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭНЕРГЕТИКУ
СОДЕРЖАНИЕ

  1. Группа Всемирного банка
  2. Экспортно-Импортный Банк Республики Казахстан (Эксимбанк Казахстан)
  3. Комплект тендерной документации “ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане. Производство работ на условиях под ключ”.
  4. Предложение фирмы АВВ на два блока мощностью 280 МВт(эл.)/685 МВт (тепл.) для угольной электростанции, включающей три котла с кипящим слоем.
  5. Заключение международного консалтингового консорциума в составе

Мотт Юбэнк Прис (Англия), Чарльз Стриит Секьюрити Инк. (США), КАЗНИПИЭНЕРГОПРОМ (Казахстан) по оценке предложений фирм АВВ (США- Швейцария - Германия), Siemens (Германия), Elektrim (Польша) на участие в международном тендере на “ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане. Производство работ на условиях под ключ”.

  1. Контракт на строительство “под ключ” ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане.

Информационный выпуск всемирного банка; Стратегия развития государственного экспортно-импортного банка Республики Казахстан (Эксимбанк Казахстан)/ г. Алматы/1996 г.; ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане/ Комплект тендерной документации/ «Производство работ под строительство ТЭЦ на условиях «под ключ»/ КАЗНИПИЭНЕРГОПРОМ/ г.Алматы/ 1994г.; Жезказганская ТЭЦ-2/
I-очередь реконструкции/ Том-1/ АВВ/ 1995г.

 Группа Всемирного Банка
Всемирный Банк, учрежденный в 1944 г., призван содействовать экономическому росту и сокращению бедности в развивающихся странах. В группу Всемирного Банка, общее число сотрудников которого составляет около 7100 человек, входят Международный банк реконструкции и развития, Международная организация развития, Международная финансовая корпорация и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Штаб-квартиры всех этих учреждений находятся в Вашингтоне (округ Колумбия).
Решение о создании Международного банка реконструкции и развития (МБРР), который нередко называют Всемирным Банком, было принято в июле 1944 г. на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся в Бреттон-Вудс (штат Нью-Гемпшир), США. Всемирный банк открылся 25 июня 1946 г.
Всемирный Банк был учрежден исходя из тех соображений, что многим странам для осуществления деятельности в области реконструкции и развития не хватает иностранной валюты. Вместе с тем они не обладают достаточном кредитоспособностью для удовлетворения все их нужд в этой области путем получения займов на коммерческой основе. В качестве официального многостороннего учреждения, акционерный капитал которого принадлежит странам-членам пропорционально уровню их экономического развития, Всемирный Банк способен выполнять посреднические функции, занимая средства на мировых рынках и ссужая их по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. Он также сможет, на основе объективных критериев, принимать решения по поводу оказания финансовой помощи в реализации тех или иных проектов.
Цель Всемирного Банка состоит в оказании содействия экономическому развитию на благо бедным гражданам развивающихся стран. Он предоставляет займы развивающимся странам с целью снижения нищеты и финансирования капиталовложений, способствующих экономическому росту. Предоставленные средства вкладываются в дороги, электростанции, школы и оросительные сети, а также используются для осуществления такой деятельности, как пропаганда
сельскохозяйственных знаний и внедрение достижений в области сельского хозяйства, подготовка преподавателей и реализация программ улучшения качества питания детей и беременных женщин. Некоторые займы Всемирного Банка предназначаются для финансирования изменений в экономической системе стран с целью повышения их экономической стабильности и ориентирования на рыночную экономику. Кроме того, Всемирный Банк предоставляет "техническую помощь" (или "консультации) своих специалистов правительствам стран, с тем, чтобы содействовать им в повышении эффективности определенных секторов экономики и усиления значения этих секторов для национального развития.
Руководство Всемирным Банком осуществляется Советом управляющих. Каждая из 176 стран-членов Всемирного Банка имеет в Совете управляющих своего представителя; обычно - это высокопоставленное лицо в ранге министра (в Казахстане - министр экономики). По поручению Совета управляющих его функции выполняются меньшей группой представителей - Советом исполнительных директоров, находящимся в Вашингтоне. Совет исполнительных директоров несет ответственность за принятие решений относительно правил, регламентирующих деятельность Всемирного Банка и за утверждение всех займов. Решения о предоставлении займов принимаются на основе экономических, а не политических критериев. Президент Всемирного Банка является также председателем Совета исполнительных директоров. Управление Всемирным Банком и его повседневная деятельность осуществляются примерно 7100 сотрудниками из более чем 100 стран.

1.1 Участие Всемирного Банка

Всемирный Банк начал заниматься странами Европы и Средней Азии в 1945 г., но приступил к интенсивной деятельности во многих из этих стран лишь недавно. В Будапеште, Бухаресте, Киеве, Москве, Алматы, Риге, Софии, Ташкенте уже открыты постоянные представительства Всемирного Банка.
Отношения между Советским Союзом и Всемирным Банком восходят ко времени создания Банка. В июле 1944 г. в Бреттон-Вудс была проведена конференция с целью создания нового, основанного на принципах сотрудничества, мирового порядка, который, как надеялись страны-участницы, будет существовать после Второй мировом войны. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был учрежден в Бреттон-Вудс для оказания содействия экономическому развитию с учетом новой международной ситуации.
СССР был активным участником конференции и подписал заключительный документ об учреждении Международного Валютного Фонда и МБРР. Однако Советский Союз не ратифицировал Устав и не внес 20 процентов подписного капитала, которые требовалось внести в 60-дневный срок с начала деятельности Банка.
Если бы Советский Союз вступил в члены Всемирного Банка, он занимал бы третье место по числу принадлежащих ему акций (после Соединенных Штатов и Великобритании), выделенных ему в сумме 1,2 млрд. долларов, (что составляло 13 процентов от 10 млрд, долларов. - всего первоначального подписного капитала Банка).
В декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование и государства-преемники обратились к Банку с просьбой о принятии в члены организации в качестве суверенных государств. К июню 1993 г. все 15 бывших советских республик стали членами Всемирного Банка.

Сотрудничество со странами с переходной рыночной экономикой

В конце 80-х годов страны Восточной и Центральной Европы и Советский Союз испытали толчки экономического "землетрясения" - они начали переход от централизованно планируемой экономики к рыночной. Такой переход носил сложный характер и не существует какой-то универсальной модели, которую можно было бы использовать в ходе строительства рыночных экономических и социальных институтов на развалинах экономической системы с централизованным планированием.
Эти трудности дополнительно осложняются существованием больших различий в масштабах и целях деятельности в области реформ институтов - от передачи государственных предприятий в частные руки (приватизации) до подголовки бухгалтеров, юрисконсультов или банковских контролеров. Кроме того, одновременно с переходом к рыночной экономике большинство стран создает новую политическую систему, что является делом огромной трудности.
Государства с еще непрочной политической системой должны решать проблемы, связанные с проведением сложных экономических и институциональных реформ, причем нередко в более сложной ситуации, чем это первоначально предполагалось, и - в некоторых случаях - в обстановке растущего этнического и межрегионального напряжения. В этих условиях стабильность наблюдается редко, хотя она необходима для экономического роста.
Необходимость приватизации особенно остро ощущается в странах в процессе трансформации, где данное мероприятие является ключом к переходу от командной системы хозяйствования к рыночной экономике. В некоторых из стран приватизация проходила более медленными темпами, чем предполагалось, в других не были выдержаны намеченные сроки. Внушительная программа массовой приватизации разработана и начала осуществляться в России и в Казахстане.
При переходе к рыночной экономике неизбежно возникают следующие вопросы:

  1. Что надлежит сделать в первую очередь при переходе к рыночной экономике?
  2. В какой последовательности следует проводить реформы?
  3. Какие реформы можно проводить одновременно, для того чтобы заметно продвинуться на пути к рыночной экономике?

Хотя в каждой стране имеются свои особенности, представляется, что существуют несколько правил, общих для всех стран:

  1. провести реформу цен и внешней торговли с тем чтобы повысить конкуренцию и содействовать иностранным инвестициям;
  2. провести налоговую реформу;
  3. осуществить реформу системы страхования от безработицы, отчасти и для того, чтобы противодействовать социальному и политическому давлению, препятствующему процессу преобразований;
  4. принять меры поощрения мелких частных предприятий и содействия малой приватизации начиная с мер по созданию новой системы сбыта и вплоть до мер, направленных на увеличение конкуренции внутри страны и смягчение последствии уменьшения занятости на более крупных государственных предприятиях;
  5. принять законы о частных корпорациях, банках и финансовых учреждениях, в которых были бы отражены все аспекты, начиная с прав собственности и вплоть до банкротства, и в том числе некоторые сложные аспекты институциональной реформы, правовой реформы и реформы контрольных органов.

Один из вопросов, касающийся экономических последствий гой или иной последовательности реформ, может быть сформулирован следующим образом обеспечит ли какая-то одна реформа достижение стоящей перед страной цели, если остальные экономические проблемы, имеющие отношение к данному вопросу, останутся нерешенными?
Другой вопрос является вопросом политическим: будут ли проводящиеся реформы сорваны на заключительном этапе из-за растущей оппозиции этим реформам, которая первоначально не имела направленного характера? Будут ли руководители промышленных предприятий или сами рабочие, испытывая страх потерять работу в условиях конкуренции, препятствовать проведению запланированных необходимых реформ. предпочитая привычную ситуацию неопределенностям, связанным с существованием новой, послереформенной системы? Наконец, существует проблема технической осуществимости реформ. Реформы правовой системы, системы бухгалтерского учета и финансовой системы потребуют больших технических знаний и больших затрат времени на осуществление изменений и стабилизационных мер, чем реформы, состоящие только в либерализации цен.
Согласно одному подходу к реформам, цикл реформ следует начинать с реформы системы собственности. Так, если провести приватизацию в самом начале, сократится опасность того, что экономика останется под контролем государства, и на правительство будет оказываться более мощное давление, направленное на проведение дополнительных рыночных реформ. Однако, сторонники другого подхода считают, что необходимо проводить приватизацию - по крайней мере, приватизацию крупных государственных предприятий - во вторую очередь.
Конечно же, в ходе реформ, необходимых для перехода к рыночной экономике, потребуется принимать болезненные меры. Когда будет снят контроль над ценами и обнаружатся фактические экономические потери некоторых предприятий, обострится инфляция и усилится безработица. На гребне этих событий и с ростом неравенства в доходах, являющегося следствием коренных изменений в структуре системы стимулирования, может возникнуть политическая оппозиция. Однако вскоре вслед за этим может улучшиться экспорт, и на прилавках могут появиться потребительские товары.

Проектный цикл Всемирного Банка

Подход Всемирного Банка к кредитованию инвестиций проявляется в существовании специальной процедуры, состоящей из шести этапов. Эта процедура, которая официально называется "проектным циклом", направлена на то, чтобы все проекты, получающие финансовую помощь Всемирного Банка, удовлетворяли одним и тем же жестким требованиям. Сотрудники Банка тесно взаимодействуют со страной заемщиком  в течение всего проектною цикла. Во Всемирном Банке существует специальное подразделение, занимающееся оценкой эффективности финансируемых проектов.
В проектный цикл Всемирного Банка входят следующие шесть этапов:

  1. отбор;
  2. подготовка и оценка проекта;
  3. переговоры по поводу проекта и его представление Совету исполнительных директоров;
  4. реализация проекта;
  5. контроль за ее ходом;
  6. оценка результатов реализации проекта.

Некоторые проектные предложения не идут дальше первого этапа - этапа отбора. Другие подвергаются переработке на этапах подготовки и оценки проекта, так что конечный результат значительно отличается от первоначального замысла. В течение года Всемирный Банк утверждает свыше 200 проектов.
Отбор. Отбором проектов и выдвижением предложений об их финансировании Всемирным Банком в основном занимаются правительства стран-заемщиков. В отдельных случаях проект может быть выбран в результате изучения сотрудниками Всемирного Банка общеэкономических проблем или ситуации в каком-то определенном секторе. Например, на основе анализа политики страны в области транспорта или сельского хозяйства может возникнуть мысль о строительстве новых подъездных дорог с тем чтобы обеспечить для фермеров выход на большее число рынков. В рамках программы помощи в управлении сектором энергетики, осуществляемой совместно с Программой развития Организации Объединенных Наций, ведется отбор приоритетных проектов в области энергетики.
На данном этапе планирующие органы решают следующие вопросы:

  1. Кто получит выгоду от реализации проекта?
  2. Перевесят ли выгоды οт реализации пpoектa расходы на его реализацию.
  3. Существуют ли другие возможности достижения той же цели.

Проект должен быть подвергнул проверке на приоритетность; например, хороший промышленный проект может не пройти эту проверку из-за того, что существует более неотложный сельскохозяйственный проект. После того, как проект преодолеет все эти барьеры, его включают в многолетнюю программу предоставления займов данной стране; эго делается для тою, чтобы обеспечить наличие ресурсов для реализации всех отобранных проектов в будущем.
Подготовка. Хотя нередко Всемирный Банк будет оказывать стране заемщику необходимую помощь, ответственность за рассмотрение технических, экономических, социальных и экологических аспектов проекта несет сама страна. Она определяет возможные варианты проекта, целесообразность принятия каждого из них, расходы на его реализацию и выгоды от нее. Например, следует сопоставить выгоды, которые будут получены от предоставления займа для модернизации промышленного предприятия, ухудшающего качество окружающей среды в результате выбросов в атмосферу. При рассмотрении сельскохозяйственного проекта заемщик долже ι решить, следует ли при выращивании культуры использовать рабочий скот или технику, а при рассмотрении проекта городского здания заемщику может оказаться необходимым сделать выбор между модернизацией трущоб и строительством новых домов. Такие решения принимаются на основе технико-экономического обоснования. В ходе подготовки составляется график реализации проекта.
Оценка проекта. Даже после завершения подготовительной работы Всемирный Банк не готов принять решение о финансировании проекта. Прежде всего Банк должен провести собственную независимую оценку проекта. Ежегодно проводится около 150 оценок проектов на местах; на это уходит 3-4 недели. Группа, состоящая из сотрудников Всемирного Банка и консультантов, знакомится с результатами исследований, проведенных заемщиком, и затем выполняет собственный анализ четырех аспектов проекта - технического, институционального, экономического и финансового.
Технические вопросы:
Спроектирована ли плотина надлежащим образом?
Удовлетворяет ли она соответствующим требованиям?
Придется ли из-за ее строительства переселять местных жителей?
Окажет ли плотина неблагоприятное воздействие на окружающую среду?
Институциональные вопросы:                     
Существуют ли у заемщика организация,
административный персонал, сотрудники и правила, необходимые для строительства железной дороги и ее содержания в исправности?
Если их не существует, какие необходимы изменения для того, чтобы они существовали?
Экономические вопросы:
Перевесят ли выгоды от наличия системы водоснабжения необходимые расходы?
Как ее существование повлияет на семейные доходы? Создаст ли ее строительство рабочие места для местных жителей?
Какова ориентировочная норма прибыли на инвестированный капитал?
Финансовые вопросы:
Является ли финансовый план заемщика обоснованным?
Является ли система распределения электроэнергии экономически жизнеспособной?
Годится ли предложенная система бухгалтерского учета?
Ведение переговоров и представление проекта Совету исполнительных директоров. Отчет Всемирного Банка о результатах произведенной оценки, в котором излагаются его рекомендации по поводу условий предоставления займа, составляет основу для ведения переговоров с заемщиком. В ходе переговоров сотрудники Банка и представители заемщика согласовывают меры, которые необходимо предпринять для успешной реализации проекта. Идя на взаимные уступки, сотрудники Банка и представители заемщика рассматривают все вопросы, возникшие в ходе подготовки и оценки проекта.
После завершения переговоров отчет о результатах оценки проекта (со всеми изменениями, внесенными на этапе переговоров), доклад президента Всемирного Банка и кредитные документы предоставляются на утверждение Совета директоров, в состав которого входят представители стран-членов Банка.

Реализация проекта и текущий контроль за ее ходом. Поскольку страны-члены требуют от Всемирного Банка "принимать меры к тому, чтобы выручка от какого-либо займа использовалась только в тех целях, для которых он был предоставлен", примерно десять человеко-недель в год тратятся на контроль за реализацией каждого проекта. Сотрудники Банка посещают место производства работ с целью выявления проблем и оказания помощи в их решении. Контрольная деятельность важна еще и потому, что она дает возможность Всемирному Банку оказывать заемщикам техническую помощь, что является одной из его основных функций в области экономического развития. В отличие от коммерческого банка, который утверждает заем и передает деньги заеми ику, Всемирный Банк обычно не выплачивает выделенных денежных средств до тех пор, -ока он не имеет документального подтверждения того, что заемщик израсходовал деньги на достижение оговоренных целей, например, приобрел грузовые автомобили, необходимые для строительства дорог, или насосы для оросительной системы. Строгие правила материально-технического снабжения требуют использования соответствующих материалов и услуг. Обычно эти правила требуют от заемщика приобретать товары и услуги через международные конкурентные торги (МКТ), доступ на которые открыт всем предприятиям стран-членов Всемирного Банка и Тайваню. Процедура МКТ, предусматривающая публикацию объявления о проведении торгов, обеспечивает выдачу заказов на справедливой и эффективной основе.
В 1992 г. был завершен отчет, содержащий рекомендации, предусматривающие внесение радикальных изменений в процесс реализации проектов Банка. Отчет, озаглавленный "Эффективная реализация - залог эффективного развития", был подготовлен специальной целевой группой, созданной по распоряжению президента Банка Льюиса Т. Престона. Среди основных рекомендаций, содержащихся в отчете, можно отметить комплексное управление портфелем проектов Банка в масштабах конкретной страны вместо изолированного управления отдельными проектами, чтобы портфель проектов представлял "учетную единицу", позволяющую провести оценку эффективности. Также предлагается больше внимания уделять качеству проектов, расширять участие местных получателей, в особенности бедных слоев, в разработке и реализации проектов, выделять больше ресурсов на обеспечение надзора за выполнением проектов, сделать успешную реализацию проектов одним из основных факторов в системе стимулирования работников Банка.
Оценка результатов реализации проекта. Независимое подразделение Всемирного Банка - Департамент по оценке операций - несет ответственность за оценку результатов реализации проектов. Для того, чтобы обеспечить его беспристрастность, этот департамент подчиняется непосредственно Совету директоров и президенту Всемирного Банка. В ходе оценки расходы на реализацию проекта, выгоды, полученные от его реализации, а также график и эффективность реализации проекта сопоставляются с расчетными цифрами. В отчет, содержащий оценку результатов реализации проекта, включаются также рекомендации по поводу того, как можно повысить эффективность реализованного проекта в будущем. Ежегодно для широкой публики издается обзор "Результаты оценок".



 
« Энергетика и экология   Эффективность выбора мероприятий по снижению потерь энергии »
электрические сети