Стартовая >> Архив >> Энергетика Казахстана

Основные положения приватизации - Энергетика Казахстана

Оглавление
Энергетика Казахстана
Потребление электроэнергии и качество жизни
Связь между качеством услуг и качеством жизни
Причины снижения качества услуг
Условия устойчивого развития качества услуг
Энергетические ресурсы мира
Производство первичных энергоресурсов и электроэнергии
Потребление электроэнергии
Состояние и перспективы развития топливно-энергетической базы
Ресурсы твердого топлива и возможности их использования
Ресурсы углеводородного сырья и перспективы их использования
Гидроэнергетические ресурсы Казахстана
Гидроэнергетический потенциал мира
Перспективы развития атомной энергетики
Нетрадиционные источники энергии
Баланс электроэнергии
Характеристика и структура потребления электроэнергии
Характеристика электрической нагрузки и прогноз на перспективу
Рост экономического потенциала и электропотребления
Топливно-энергетический баланс и экспортно-импортная политика
Национальные энергосистемы и межгосударственные объединения
Принципы построения схемы электрических сетей и требования к ним
Эффективность формирования энергосистем
Основные тенденции развития энергосистем в мире
Развитие энергосистем в СССР (СНГ)
Этапы формирования электроэнергетики Казахстана
Перечень оборудования на электростанциях
Оценка экологической безопасности оборудования
Проблемы трансграничного переноса
Оценка надежности и безопасности работы оборудования
Принципы и нормы проектирования энергосистем
Опоры и фундаменты
Провода и тросы
Изоляция и линейная арматура
Управление объединенными энергосистемами
Информационно-вычислительные системы
Управление нормальными режимами
Управление энергопотреблением
Потери электроэнергии в сетях
Противоаварийное управление
Противоаварийная автоматика
Автоматическое регулирование возбуждения
Автоматика ликвидации асинхронного режима
Автоматическое ограничение повышения частоты и напряжения
Работа объединенных энергосистем стран СНГ в период перехода экономики
Региональные и национальные диспетчерские центры в странах СНГ
Управление резервами активной мощности
Регулирование напряжения и реактивной мощности
Координация действий систем защиты
Внедрение аспектов надежности
Экономические условия взаимодействия
Критерии межсистемных контрактов, типы межсистемных соглашений
Организационная схема взаимодействия в перспективе
Необходимые условия интеграции в управлении энергообъединениями
Сети связи и телемеханики
Первичные сети
Вторичные сети
Централизованное теплоснабжение
Теплоисточники в системах централизованного теплоснабжения
Тепловые сети
Режимы регулирования отпуска теплоты
Системы централизованного теплоснабжения в городах Казахстана
Эффективность комбинированного производства электроэнергии и теплоты
Отношение к теплофикации в развитых странах Мира
Сохранение и развитие теплофикации в Казахстане
Поиск оптимального соотношения собственности и формы их содержания
Коммерческие принципы управления в государственном секторе
Электроэнергетика и рыночные механизмы
Форма собственности и форма эксплуатации
Юридические формы организации деятельности энергокомпании
Основные положения приватизации
Выбор методов приватизации
Подготовка к проведению приватизации
Учет в процессе приватизации
Обзор проведенной приватизации в некоторых странах мира
Критическая оценка приватизации
Регулятивная функция в электроэнергетике
Регулирование тарифов
Финансовое регулирование и регулирование ценных бумаг
Решение споров
Система оперативного планирования и тарифообразования
Сочетание изменения структуры, владения и регулирования
Текущая обстановка
Анализ структуры энергетической отрасли зарубежных стран
Анализ структуры энергетики Казахстана
Формирование ценообразования в энергетике
Принципы перспективного ценообразования на электрическую энергию
Эластичность цен и спроса
Важность и потенциал энергосбережения
Рекомендуемые меры энергосбережения
Ограничения рыночных цен на энергию
Роль Правительства по реализации энергосберегающей политики
Интеграция технологии, параметров оборудования и путей финансирования
Тепловые электрические станции
Поставщики технологии сжигания в кипящем слое
Метод сжигания в кипящем слое под давлением PFBC
Внутрицикловая газификация угля
Реконструкция тепловых электростанций
Национальная энергетическая система
Проектный цикл кредитования инвестиций в энергетику
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - Эксимбанк Казахстан
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - предложение АВВ на два блока 280 МВт(эл.)/685 МВт (тепл.)
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - заключение международного консорциума ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане
Контракт на строительство ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане
Руководство по бизнес планированию
Руководство по бизнес планированию - Бизнес план
Глоссарий
Как вычислять финансовые индикаторы, осущестимость инвестирования
Инструкция по заполнению формы бизнес плана

Приватизация - быстро распространяющееся явление. Очень часто скорость приватизации играет решающую роль. Только на примере России можно убедиться, что принятая ей схема через "ваучер" обеспечивает относительную объективность, отсекая огромную армию чиновников от "дележа".
Но как мы убедимся в последующем процессе приватизации требует грамотной подготовки юридических, финансовых, социальных баз реформы.
Необходимо отметить, что существуют самые разнообразные методы приватизации - от сокращения масштабов государственного вмешательства в деятельность коммерческих предприятий до полного отказа правительства от контроля за хозяйственной деятельностью.
Имеется существенная разница между проведением приватизации в странах с рыночной экономикой и странах, осуществляющих переход к рынку. Страны с рыночной экономикой, как правило, располагают всеми или большинством необходимых учреждений и элементов инфраструктуры, таких, как:

  1. устоявшиеся правовые и регламентирующие механизмы;
  2. действующие финансовые рынки, позволяющие осуществлять банковские операции, операции по страхованию, а также куплю и продажу акций корпораций;
  3. гарантия права частной собственности;
  4. антимонопольная политика;
  5. либерализация цен на внутреннем рынке;
  6. коммерческое законодательства и развитые системы налогообложения.

Степень адекватности законов той или иной страны может оказывать влияние на
вопросы учета. Новые собственники рассчитывают на приобретение прав, которые могут быть защищены в судах. Страны, находящиеся на этапе перехода к рыночной экономике, должны заниматься решением многих или всех этих вопросов.
Сразу после принятия принципиальных решений относительно того, какие методы приватизации будут использоваться, необходимо определить соответствующие предприятия, провести анализ положения в основных секторах экономики, разработать планы хозяйственной деятельности и маркетинговые стратегии, подготовить финансовые ведомости, ликвидировать или передать под юрисдикцию местных органов управления вспомогательные подразделения и социальные учреждения (такие, как гаражи, парк автотранспортных средств, жилье и больницы), выплатить компенсацию сокращаемым административным сотрудникам и обслуживающему персоналу и обеспечить их переподготовку, а также избавиться от избыточного имущества и оборудования. Необходимо решить, в каких случаях необходимо перед приватизацией перестроить предприятия, особенно в тех случаях, когда трудно найти частных инвесторов, которые способны и готовы оплатить расходы по реконструкции.
Наконец, по завершению приватизации важно, обеспечить доведение до сведения населения информации о социальных, а также о финансовых результатах осуществления программ приватизации, включая данные о том, каким образом удовлетворены социальные запросы и насколько успешно выполнены другие стоящие перед правительством задачи.

Методы приватизации

Процесс приватизации имеет три основные формы:

  1. заключение подрядов на предоставление услуг органов управления;
  2. дерегулирование полных или почти полных монополий;
  3. распродажа, т. е. продажа общественных активов.

Подряд. В крупных промышленно развитых странах подряд стал наиболее популярным методом предоставления таких услуг местных органов управления, как уборка мусора, очистка улиц, обслуживание пожилого населения на дому и уборка в государственных учреждениях. В Соединенных Штатах важным дополнением к этому списку являются городской общественный транспорт и различные виды деятельности, связанные с работой исправительных учреждений. Одна из основных причин выбора такого метода заключается в том, что большая часть этих услуг обычно предоставляется бесплатно. Следовательно, потенциальный владелец или покупатель смогут взимать плату за услуги только с органов государственного управления, но не с широкой публики.
Дерегулирование - это процесс, направленный на решение двух задач: устранения препятствий, не дающих компаниям частного сектора возможности конкурировать с государственными монопольными предприятиями, и разработки новых нормативных рамок для защиты интересов потребителей при одновременном стимулировании конкуренции.
Распродажа широко применяется для приватизации относительно мелких или средних государственных предприятий, обычно в тяжелом финансовом положении; для разукрупнения предприятия посредством ликвидации некоторых отделимых частей, таких, как индивидуальные активы или группы активов, например, региональные энергетические компании или под разделения; или для ликвидации активов, вместе с обязательствами или без них, после свертывания деятельности компании, которая не может быть продана в качестве функционирующего предприятия. Такие распродажи вызывают интерес у инвесторов по нескольким причинам. Одно из преимуществ заключается в том, что решение правительства использовать метод распродаж подразумевает, что цена продажи не будет выходить за рамки финансовых возможностей индивидуального покупателя или консорциума. Другое преимущество заключается в том, что инвестор имеет возможность получить прибыль за счет перестройки финансовой структуры предприятия в целях коренного улучшения показателей его деятельности, если возникнет такая необходимость, а также реализации потенциала, заложенного в объединении операций.
Выкуп компании ее с обслуживающим персоналом - метод, с помощью которого управляющие и служащие приобретают контрольный пакет акций компании. Если в связи с приобретением компании им приходится привлекать заемные средства, то этот метод называют выкупом компании в кредит и активы закупаемой компании используются в качестве залога под кредиты.
Выкуп предприятий рабочими сопряжен с весьма большим риском для хозяйственной деятельности, поскольку рабочие обычно располагают недостаточным предпринимательским опытом и вдобавок вполне вероятно, что компания может испытывать хозяйственные и финансовые трудности.
В противовес потенциальным рискам метод выкупа предприятия его работниками обладает определенными преимуществами. Во-первых, он максимально сокращает социальные издержки, которые в противном случае возникли бы в связи с временными увольнениями и ликвидацией предприятия. Во-вторых, может оказать благоприятное воздействие на будущую производительность. В Соединенном Королевстве этот сравнительно широко применявшийся метод сыграл важную роль в достижении одной из основных целей приватизации - расширения народного капитализма.
Совместные предприятия. Другим промежуточным методом проведения более широкомасштабной приватизации, помимо выкупа компании ее управляющими и служащими, является создание совместного предприятия - смешанный метод, включающий элементы других методов, в том числе распродаж и контрактов на оказание управленческих услуг.
Соглашения о создании совместных предприятий могут принимать раз личные правовые формы - от простых торговых соглашений до компаний, находящихся в совместном владении.
Существенное воздействие на виды деятельности, осуществляемые совместными предприятиями, могут оказать внешние условия. Крупномасштабные долгосрочные инвестиции проще привлечь тем странам, где имеются стабильные политические, правовые и финансовые системы. В результате выбор географического местоположения совместного предприятия при одних и тех же партнерах представляет собой исключительно важное решение.
Подписка на акции. Публичная подписка на акции, чаще всего используемая в тех случаях, когда необходимо мобилизовать крупные суммы капитала и основной целью является широкое распространение собственности, представляет собой метод, который обычно обеспечивает наибольшую осведомленность населения о процессе приватизации. Это и наиболее технически сложный метод, требующий значительного внимания при выборе государственного предприятия для передачи в частные руки и тщательного планирования процесса выпуска и размещения акций во всех его деталях.
Для успешного проведения публичной подписки обычно требуется наличие высокоразвитого рынка. Акции могут предлагаться по фиксированным ценам или могут быть организованы торги.



 
« Энергетика и экология   Эффективность выбора мероприятий по снижению потерь энергии »
электрические сети