Стартовая >> Архив >> Энергетика Казахстана

Регулятивная функция в электроэнергетике - Энергетика Казахстана

Оглавление
Энергетика Казахстана
Потребление электроэнергии и качество жизни
Связь между качеством услуг и качеством жизни
Причины снижения качества услуг
Условия устойчивого развития качества услуг
Энергетические ресурсы мира
Производство первичных энергоресурсов и электроэнергии
Потребление электроэнергии
Состояние и перспективы развития топливно-энергетической базы
Ресурсы твердого топлива и возможности их использования
Ресурсы углеводородного сырья и перспективы их использования
Гидроэнергетические ресурсы Казахстана
Гидроэнергетический потенциал мира
Перспективы развития атомной энергетики
Нетрадиционные источники энергии
Баланс электроэнергии
Характеристика и структура потребления электроэнергии
Характеристика электрической нагрузки и прогноз на перспективу
Рост экономического потенциала и электропотребления
Топливно-энергетический баланс и экспортно-импортная политика
Национальные энергосистемы и межгосударственные объединения
Принципы построения схемы электрических сетей и требования к ним
Эффективность формирования энергосистем
Основные тенденции развития энергосистем в мире
Развитие энергосистем в СССР (СНГ)
Этапы формирования электроэнергетики Казахстана
Перечень оборудования на электростанциях
Оценка экологической безопасности оборудования
Проблемы трансграничного переноса
Оценка надежности и безопасности работы оборудования
Принципы и нормы проектирования энергосистем
Опоры и фундаменты
Провода и тросы
Изоляция и линейная арматура
Управление объединенными энергосистемами
Информационно-вычислительные системы
Управление нормальными режимами
Управление энергопотреблением
Потери электроэнергии в сетях
Противоаварийное управление
Противоаварийная автоматика
Автоматическое регулирование возбуждения
Автоматика ликвидации асинхронного режима
Автоматическое ограничение повышения частоты и напряжения
Работа объединенных энергосистем стран СНГ в период перехода экономики
Региональные и национальные диспетчерские центры в странах СНГ
Управление резервами активной мощности
Регулирование напряжения и реактивной мощности
Координация действий систем защиты
Внедрение аспектов надежности
Экономические условия взаимодействия
Критерии межсистемных контрактов, типы межсистемных соглашений
Организационная схема взаимодействия в перспективе
Необходимые условия интеграции в управлении энергообъединениями
Сети связи и телемеханики
Первичные сети
Вторичные сети
Централизованное теплоснабжение
Теплоисточники в системах централизованного теплоснабжения
Тепловые сети
Режимы регулирования отпуска теплоты
Системы централизованного теплоснабжения в городах Казахстана
Эффективность комбинированного производства электроэнергии и теплоты
Отношение к теплофикации в развитых странах Мира
Сохранение и развитие теплофикации в Казахстане
Поиск оптимального соотношения собственности и формы их содержания
Коммерческие принципы управления в государственном секторе
Электроэнергетика и рыночные механизмы
Форма собственности и форма эксплуатации
Юридические формы организации деятельности энергокомпании
Основные положения приватизации
Выбор методов приватизации
Подготовка к проведению приватизации
Учет в процессе приватизации
Обзор проведенной приватизации в некоторых странах мира
Критическая оценка приватизации
Регулятивная функция в электроэнергетике
Регулирование тарифов
Финансовое регулирование и регулирование ценных бумаг
Решение споров
Система оперативного планирования и тарифообразования
Сочетание изменения структуры, владения и регулирования
Текущая обстановка
Анализ структуры энергетической отрасли зарубежных стран
Анализ структуры энергетики Казахстана
Формирование ценообразования в энергетике
Принципы перспективного ценообразования на электрическую энергию
Эластичность цен и спроса
Важность и потенциал энергосбережения
Рекомендуемые меры энергосбережения
Ограничения рыночных цен на энергию
Роль Правительства по реализации энергосберегающей политики
Интеграция технологии, параметров оборудования и путей финансирования
Тепловые электрические станции
Поставщики технологии сжигания в кипящем слое
Метод сжигания в кипящем слое под давлением PFBC
Внутрицикловая газификация угля
Реконструкция тепловых электростанций
Национальная энергетическая система
Проектный цикл кредитования инвестиций в энергетику
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - Эксимбанк Казахстан
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - предложение АВВ на два блока 280 МВт(эл.)/685 МВт (тепл.)
Цикл кредитования инвестиций в энергетику - заключение международного консорциума ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане
Контракт на строительство ТЭЦ-2 500 МВт в Жезказгане
Руководство по бизнес планированию
Руководство по бизнес планированию - Бизнес план
Глоссарий
Как вычислять финансовые индикаторы, осущестимость инвестирования
Инструкция по заполнению формы бизнес плана

В связи с началом правительственной программы интеграции в мировую экономику, перед электроэнергетическими предприятиями Казахстана поставлены две основные задачи:

  1.  определение соответствующей рыночной структуры для развития электроэнергетики Казахстана;
  2. подготовка законодательной и регулятивной базы, в том числе всех законодательных актов, для создания правовой основы, на которой сможет функционировать и развиваться энергетика.

В качестве основных задач регулирования в электроэнергетике специалисты Министерства энергетики и компании Latham & Watkins ставят следующее:

  1. Способствовать эффективному функционированию электроэнергетического сектора;
  2. Обеспечивать надежность и безопасность его функционирования;
  3. Защищать права потребителей электроэнергии;
  4.  Обеспечивать создание достаточных мощностей для удовлетворения потребностей потребителей электроэнергии;
  5. Сводить к минимуму бюрократические процедуры и затраты на регулирование.

Система регулирования электроэнергетики должна:

  1. Сохранить положительные черты современной системы как единого комплекса;
  2. Поддерживать цены на социально приемлемом уровне;
  3.  Справедливо распределять прибыль от реформы энергетического сектора Казахстана;
  4. Стимулировать частные инвестиции в электроэнергетику Казахстана;
  5. Повышать роль конкуренции как фактора рыночного регулирования;
  6. Создавать экономические предпосылки для эффективного использования энергии и охраны окружающей среды.

Основными регулятивными органами станут:

  1. Республиканская комиссия по энергетическому регулированию (РКЭР) на государственном уровне;
  2. Территориальные энергетические комиссии (ТерЭК) на местах.

Основной задачей РКЭР будет регулирование оптовых операций. Дополнительно в географических регионах будут созданы ТерЭК, ответственные за регулирование энергетических операций на местах. Законодательство в области электроэнергетики определит постоянный статус РКЭР и ТерЭК, их предполагаемые регулятивные функции и полномочия.
РКЭР должна регулировать межрегиональные аспекты функционирования электроэнергетического сектора, а ТерЭК - удовлетворение местных нужд.
Рабочая группа нормативно правового закрепления (ΡΓΉΠ3) полагает, что электроэнергетика Казахстана должна в основном регулироваться РКЭР, которая будет отвечать за создание оптового рынка электроэнергии и регулирование аспектов монопольной передачи и распределения. С другой стороны ТерЭК должны быть наделены правом регулировать розничный рынок и удовлетворять местные нужды. Такое распределение полномочий между одной центральной и несколькими региональными комиссиями учитывает относительные преимущества регулирования на обоих уровнях. Разделение регулятивной ответственности на основе ее практических аспектов будет способствовать обеспечению эффективности электроэнергетического сектора.
Характер электроэнергетического сектора диктует необходимость системного подхода к некоторым аспектам отрасли. Примерами таких аспектов являются оптовый рынок электроэнергии, межрегиональная передача энергии и импорт и экспорт энергии системой. Центральная комиссия типа РКЭР является единственным реальным средством решения мультирегиональных проблем.
Наличие центральной регулятивной комиссии в Казахстане целесообразно и с практической точки зрения. Ресурсов, имеющихся в распоряжении региональных или местных органов власти, по-прежнему недостаточно для регулирования оптовых или розничных рынков электроэнергии без руководства и поддержки со стороны федерального правительства. Более того, система, построенная на основе независимых региональных комиссий представляет опасность разработки в регионах несовпадающей политики регулирования и появления потенциальной возможности неодинакового применения нормативов и механизма принуждения к их выполнению.
РКЭР должна обеспечивать гармонизацию процедур ТерЭК. Это обеспечит проведение единой регулятивной политики в различных регионах Казахстана, а также помешает искажению национального рынка электроэнергии вследствие установления тарифов, определяемых политическими, а не экономическими факторами.
Отдельным вопросом является число создаваемых ТерЭК. Предложено создание 19 отдельных ТерЭК, по одной в каждой области Казахстана.
Каким бы не было число ТерЭК, такие комиссии будут обладать уникальной возможностью регулирования розничного рынка. Кроме того, ТерЭК лучше всего справятся с решением вопросов защиты конкретных потребителей вследствие своей близости к потребителям и прямых контактов с розничными поставщиками электроэнергии.
Полномочия РКЭР должны обеспечивать устранение возможности взаимоналожения сфер деятельности.
РКЭР не должна выполнять все функции федерального регулирования. В частности, существуют различные правительственные органы Казахстана, обладающие достаточной компетенцией для возложения на них регулятивных обязанностей. Например, Министерство экологии и биоресурсов (Министерство экологии), возможно, является наиболее подходящим органом для регулирования природоохранных вопросов, а Министерство финансов (или недавно созданная Государственная комиссия по ценным бумагам) должно регулировать операции с ценными бумагами, как и в других секторах экономики Казахстана. Распределение регулятивных обязанностей между другими правительственными органами способствует сокращению нагрузки на центральный регулятивный орган, препятствует дублированию и позволяет избежать несоответствующих результатов. В число федеральных органов власти, которые могут оказать содействие в различных аспектах регулирования, входят:

  1. Минэнерго - политика в области топливно-энергетического комплекса;
  2. Министерство экономики - экономическое планирование;
  3. Министерство экологии - природоохранные вопросы;
  4. Министерство финансов (или Государственная комиссия по ценным бумагам) - операции с ценными бумагами;
  5. Государственный антимонопольный комитет - концентрация рыночной власти;
  6. Госкомимущество - приватизация.

Члены РКЭР и ТерЭК должны быть ограждены от политического давления.
Автономность и независимость РКЭР и ТерЭК должны подкрепляться определением условий их деятельности, позволяющих комитетам контролировать собственный бюджет и нанимать, увольнять и повышать в должности свои кадры.
Независимость регулятивных комиссий необходима для достижения нескольких указанных выше целей. В частности, комиссии должны принимать жесткие тарифные решения для обеспечения справедливого отношения к различным группам потребителей. Кроме того, комиссии должны обладать институциональными возможностями принуждения к выполнению лицензионных требований, в том числе нормативов безопасности.
Для обеспечения эффективности регулирования важно, чтобы народ Казахстана воспринимал его как справедливое и обоснованное. Одной из указанных выше задач электроэнергетики Казахстана является защита прав потребителей. Потребителей необходимо информировать об их правах, чтобы они мо) ли ими пользоваться. С этой целью предлагаемая правовая основа должна содержать доступные и легко понятные нормы. Кроме того, цели регулирования должны быть понятны непосвященному читателю. Важные правила и регулятивные решения следует публиковать в общенациональных и соответствующих местных средствах массовой информации.



 
« Энергетика и экология   Эффективность выбора мероприятий по снижению потерь энергии »
электрические сети