Содержание материала

Сеть заземления соединяет элементы электрической установки — корпуса электродвигателей, аппаратов, металлоконструкции комплектных устройств и т. п., с заземляющим устройством или с заземленной нейтралью— нулем трансформатора. Цеховая заземляющая сеть выполняется обычно стальными плоскими и круглыми шинами, прокладываемыми открыто по стенам и перекрытиям или скрыто в полу. Из соображений прочности и долговечности минимальное сечение этих шин должно

быть не менее 100 мм2. При заземленной нейтрали трансформатора для линий заземляющей сети используются также и нулевые проводники сети.
Кроме специальных заземляющих и нулевых проводников, в качестве участков сети заземления используются такие конструктивные элементы электрических установок, как трубы проводок, короба шинопроводов, лотки, корпуса протяжных ящиков и коробок, шкафы комплектных устройств и корпуса ящиков аппаратов, различные кронштейны и т. п., а также металлоконструкции строений.
Стальные шины сети заземления, проложенные на стенах, крепятся к ним при помощи держателей, которые либо различны для плоских и круглых шин, либо универсальны, т. е. позволяют крепить как плоские, так и круглые шины.
В проходах шин заземления через стены устанавливаются специальные гильзы.
Отдельные участки цеховой заземляющей сети выполняются по-разному. Ее магистралями, как правило, являются шины, проложенные открыто и образующие один или несколько замкнутых контуров, соединенных не менее чем в двух местах с заземляющим устройством (при изолированной нейтрали трансформатора) или с нулевой шиной щита цеховой трансформаторной подстанции.
Элементы металлоконструкций строений редко используются самостоятельно, будучи включенными последовательно с магистралями заземления; они чаще используются как элементы (стороны) контуров, соединяемых на концах с основными магистралями.
Как уже отмечалось, в сети заземления используются и отдельные элементы электрических установок. Являясь элементами, подлежащими заземлению, они одновременно используются и как проводники для присоединения других элементов, подлежащих заземлению, к магистралям заземляющей сети. Такими проводниками в первую очередь являются трубы проводок, металлические оболочки кабелей, кожухи и другие протяженные элементы шинопроводов, лотки, корпуса ящиков и шкафов и т. п.
Непременным условием для сетей заземления является надежное соединение ее элементов; поэтому элементы этой сети, включаемые последовательно, в местах соединения свариваются. Применение сварки очень хорошо при соединении специальных шин заземляющей сети, декоративно-защитное покрытие которых осуществляется обычно на месте монтажа и может быть легко восстановлено в местах соединений после их сварки. Нельзя, однако, признать правильным и допустимым применение сварки для соединения с шинами заземления заземляемых элементов электрических установок или соединение сваркой элементов между собой (например, приварка стоек кабельных конструкций к шинам магистралей заземления, труб к корпусам ящиков и шкафов и т. п.), если они не содержат предназначенных для сварки частей. Последними являются различные «флажки», скобки, шинки и т. п., расположенные на изделиях таким образом, что их сварка при выполнении соединения не портит декоративно-защитного покрытия изделия. Места сварки на этих частях — минимальные, и после сварки эти места закрашиваются или предохраняются от коррозии другим способом.
Сварные соединения, хотя и самые надежные, но не являются вполне приемлемыми, так как требуют после сварки нанесения защитного покрытия. Этого недостатка лишены разъемные соединения, контактные места которых имеют гальванопокрытия, хотя они менее надежны, чем сварные соединения. Вполне допустимое нарушение лакокрасочных покрытий в местах разъемных соединений и простую консервацию этих мест дает применение царапающих гаек и шайб. Принцип, заложенный в конструкцию тех и других, примерно один. Гайки имеют на гранях зубцы, которыми они при закручивании прорезают лакокрасочное покрытие изделия, касаются чистого металла и создают соединение между ним и болтом, винтом или трубой, на которые навинчивается гайка. Царапающая шайба подкладывается под гайку или головку болта, при затяжке болта также процарапывает лакокрасочное покрытие изделия и создает соединение между ним и болтом. Царапающие гайки и шайбы и применяемые вместе с ними болты и гайки имеют металлическое гальванопокрытие.
Заземление корпусов арматур, установленных на кронштейнах, осуществляется либо соединением их с заземленным кронштейном, либо проводом, проложенным специально для этой цели.

Во взрывоопасных помещениях всех категорий для заземления элементов электроустановки прокладываются специальные сети заземления. Использование в качестве заземляющих проводников конструктивных элементов, упоминавшихся выше, не допускается. В соответствии с этим создается замкнутая магистральная сеть заземления, выполненная из стальных шин, а заземление электроприемников осуществляется при помощи жил кабеля или проводников, которые заключены в одну оболочку с основными жилами или проводниками линии, подходящей к электроприемнику. Примером может служить четвертая жила кабеля или четвертый проводник в трубе.
Проходы шин заземления через стены из одного помещения в другое уплотняются.