Содержание материала

В группу изделий для магистральных комплектных шинопроводов на токи 800—4 000 а входят прямые секции длиной 0,75; 1,5; 3; 4,5 и 6 м, угловые, тройниковые, ответвительные (проводные и шинные), присоединительные, секции с компенсаторами и с секционным выключателем, подгоночные и переходные, а также опорные конструкции — стойки, кронштейны и подвесы (рис. 5 и 8).


Рис. 9. Крепление и соединение шин магистрального шинопровода.
а — поперечное сечение шинопровода самонесущей конструкции: б — поперечное сечение шинопровода несамонесущей конструкции; в — одноболтовой сжим; 1 — ярмо; 2 — шины; 3 —изоляторы; 4 — продольные опорные уголки; 5 — изолирующая перегородка; 6 — крышка; 7 —короб; 8 — шпилька; 9 —круглые изоляторы; 10 — тарельчатая пружина.
Секций магистральных шинопроводов на номинальные токи до 1 000 а имеют однополосные, обычно алюминиевые шины, на большие токи — шины из двух и более полос, которые либо чередуются, либо спариваются так, как показано на рис. 7. Шины, как правило, имеют изоляцию. Секции магистральных шинопроводов имеют либо самонесущую конструкцию, либо конструкцию, в которой несущим элементом является короб.
В секции самонесущей конструкции (рис. 9) шины стянуты ярмами (изоляторами в обоймах) и образуют жесткий пакет. Продольные уголки или швеллеры, которыми связаны ярма, служат для закрепления секций на опорных конструкциях; эти уголки или швеллеры используются так же, как заземляющие или нулевые проводники. Шинный пакет закрыт крышками, установленными между ярмами. В секции шинопроводов приведенной конструкции шины каждой пары спаренных шин разделяются своей изоляционной перегородкой. Секции этой конструкции имеют одно рабочее положение, показанное на рис. 9,а.
В шинопроводах многих конструкций спаренные шины разделяются общей перегородкой, по обе стороны которой размещаются шины пар (обычно по три шины с каждой из сторон), раскрепленные изоляторами (рис. 9,б). Шинопроводы такой конструкции не самонесущие, имеют короб или каркас, на котором укреплены изоляторы и перегородка, и могут устанавливаться в двух рабочих положениях.
Спаривание шин осуществляется и в так называемых звездных и лучевых шинопроводах, отличающихся друг от друга тем, что у первых шины одной фазы состоят из двух полос, а у вторых — выполнены в виде уголкового 120-градусного профиля, как показано на рис. 7,в. Учитывая большую жесткость шин таких шинопроводов, конструкция их в большинстве случаев является самонесущей.
Концы шин секции имеют контактную часть для соединения с аналогичными концами шин других секций. Это соединение может быть как сварным, так и болтовым.

У секций магистральных шинопроводов болтовое соединение выполняется как многоболтовым, так и с помощью одноболтового сжима (рис. 9,в), состоящего из изолированной шпильки, круглых изоляторов и тарельчатых пружин для регулирования усилия затяжки и сохранения постоянного давления.
Для выполнения прямого участка линии, отличающегося по длине от прямой секции, применяются подгоночные секции, которые могут быть укорочены на требуемую величину.

Рис. 10. Присоединительные секции.
а — общий вид; б — схема секции с прямым чередованием фаз; в — то же с обратным чередованием фаз.
Угловые и тройниковые секции, входящие в комплект магистральных шинопроводов, имеют исполнения для поворотов и разветвлений в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Ответвительные секции магистральных шинопроводов имеют два исполнения: одно, рассчитанное на присоединение секций шинопроводов, второе — жил кабелей или проводов. Ответвительные секции некоторых исполнений имеют встроенные коммутационные или защитно-коммутационные аппараты.

В комплект магистральных шинопроводов входят также присоединительные секции, при помощи которых сети, выполненные магистральными шинопроводами, присоединяются к КТП. Присоединительные секции выполняются четырех видов и обеспечивают два положения (повернутых на 90° друг относительно друга вокруг вертикальной оси) секций, присоединяемых к КТП, а также необходимое чередование фаз (рис. 10).
Гибкие секции комплекта магистральных шинопроводов служат для изменения направления линий шинопроводов по трассе, когда это невыполнимо при помощи угловых секций, и для обхода препятствий. Эти секции отличаются по конструкции от прямых секций наличием в средней части гибкого участка, не закрытого крышками; на этом участке секция может быть изогнута так, как это необходимо для создания нужного направления линии.
Секции с компенсатором для компенсации изменений длины линии в пределах 50 мм, связанных с температурными колебаниями, имеют также в средней части гибкий участок с проводами, изогнутыми дугой и закрытыми телескопической крышкой.
Секции с вмонтированным коммутационным аппаратом (рубильником, разъединителем, автоматом) предназначаются для секционирования.
Соединение прямых секций на разные номинальные токи выполняется через переходную секцию, не отличающуюся по конструкции от прямой секции, но с шинами, отличающимися друг от друга контактными частями на концах (рассчитанными на соединение с секциями на разные токи).
Опорными конструкциями для крепления секций магистральных шинопроводов являются стойки высотой 3—4 м, кронштейны для крепления секций на стенах и колоннах, на балках и поясах железобетонных и стальных ферм как вдоль этих ферм, так и поперек.