Содержание материала

Антифрикционные масла и смазки

В качестве антифрикционных смазочных материалов для подшипников скольжения электрических машин необходимо применять масла индустриальные марок 45 (машинное С), 50 (машинное СУ), 20 (веретенное 3) и 12 (веретенное 2), а также турбинные марок 22П, 30, 46 и 57.
В качестве антифрикционных консистентных смазок на судах применяются главным образом смазки 1-13 и консталин. Указанные смазки обладают низкими защитными антикоррозионными свойствами. В связи с повышенными температурами окружающего воздуха в тропической зоне теплостойкость смазки 1-13 не всегда бывает достаточной. Например, при работе смазки 1-13 в подшипниковых узлах электрических машин, установленных на танкере «Чкалов» и сухогрузе «Юрий Гагарин», наблюдались случаи вытекания ее. Применять смазки 1-13 и консталин в тропиках не следует. При испытаниях в камере влажности при температуре +40оС смазок 1-13 и консталина уже через 21 сутки наблюдается обильная коррозия на образцах из стали, меди и латуни, Защищенных этими смазками.
Для деталей аппаратов исполнений Т, ТМ и ХЛ категории П, работающих с трением, следует применять смазки ЦИАТИМ-20), ЦИАТИМ-203 и ЦИАТИМ-221, а для исполнения ХЛ категорий А и П — смазки ЦИАТИМ-221, ЦИАТИМ-221 С и ВНИИНП-220, для мелких аппаратов и механизмов— смазки ОКБ-122-7 и масла приборные ОКБ-122. Для мелких аппаратов исполнений Т и ТМ допускается применение смазок ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-221.
Для подшипников качения электрических машин следует применять смазки, указанные в табл. 12-4.

Консервационные смазки

Механизм защитного действия смазок основан на образовании барьерного слоя с низкой проницаемостью для паров воды и агрессивных газов. В ряде случаев применение смазок для защиты металлов от коррозии является единственно приемлемым способом.
В качестве консервационных смазок применяются защитные и антифрикционные смазки, которые относятся к консистентным смазкам (сравнительно густым веществам, не растекающимся при комнатной температуре; в их состав входят загустители — мыла или высокоплавкие углеводороды, например парафин).

Таблица 12-4
Сказки для подшипников качения

Большинство консистентных смазок изготовляется на основе минеральных масел, на долю которых приходится 75—90% массы смазки. В последнее время получают распространение смазки на синтетических маслах.
В зависимости от типа смазок применяют и различные способы нанесения; так, углеводородные смазки обычно наносятся погружением в разогретую смазку или с помощью пульверизатора, мыльные — шпателем, кистью или шприцем.
Ниже приводятся рекомендации по применению консервационных смазок для защиты черных и цветных металлов с указанием срока хранения законсервированных электротехнических изделий (в исполнениях Т и ТМ). Рекомендации эти выработаны на основе проведенных в 1957—1959 гг. длительных испытаний смазок в естественных условиях Юга Китая (Л. 60] (испытания проводились под навесом с обменом воздуха в г. Гуанчжоу) и в камере влажности [Л. 61] по режимам длительных испытаний изделий на влагостойкость при температуре +40±2°С.
Испытываемые смазки наносились на пластины 50X50X3 мм из стали марки Ст-40, латуни марки Л-62 и меди марки М-2. Чистота поверхности пластин после обработки имела класс 7—8. Толщина слоя смазок составляла 0,2—0,3 мм.
Для случая, когда применение смазки в изделиях исполнения ХЛ невозможно, ниже даны соответствующие указания.

А.  Углеводородные смазки

Углеводородные смазки получаются загущением минеральной основы твердыми углеводородами. Смазки обладают достаточно высокой химической и коллоидной стабильностью и водоупорностью. Довольно низкая температура плавления не позволяет применять многие смазки в тропических условиях.
Пушечная смазка (УНЗ — универсальная низкоплавкая защитная) является одной из наилучших смазок для применения в тропических и морских тропических и в условиях холодного климата.

Пушечная смазка рекомендуется для защиты изделий из стали всех марок, чугуна, алюминия и его сплавов, меди и ее сплавов для защиты контактирующих пар этих металлов и сплавов, а также металлических поверхностей с неорганическими и гальваническими покрытиями. Пушечная смазка рекомендуется вместо применяемого в умеренном климате технического вазелина.
При хранении законсервированных изделий смазкой можно защищать изделия из стали, меди и латуни сроком 2—2,5 года. При применении специальной водонепроницаемой упаковки срок хранения законсервированных изделий может быть увеличен на 0,5 года.
Пушечная смазка имеет низкую температуру каплепадения (около + 60°С), поэтому при температуре выше +50° С применять ее не следует. Рекомендуется наносить слой смазки толщиной 1—1,5 мм.
Смазка ПП-95/5 (состав предохранительный). Состоит из петролеума с добавкой 5% парафина. Рекомендуется при консервации внутренних и наружных поверхностей различного типа оборудования из черных и цветных металлов, где требуется нанесение плотного слоя смазки, за исключением точных механизмов.
На основании результатов испытаний нельзя рекомендовать смазку ПП-95/5 при хранении изделий на судах.
Смазка ГОИ-54 (УНВМ — универсальная, низкоплавкая, водо- стойкая, морозостойкая) готовится на маловязком низкозастывающем масле МВП, загущаемом высокоплавким церезином (22±2%).
Смазка имеет хорошую химическую и коллоидную стабильность и водоупорна. Рекомендуется применять ее для консервации изделий высокого класса точности механической обработки черных и цветных металлов. Смазка рекомендуется взамен применяемой в умеренном климате смазки АФ-70 (ГОСТ 2967-52) и смазки зимней № 21 (ГОСТ 3258-54).
Смазка испытывалась в Советском Союзе на длительное хранение. Во время испытаний было установлено, что свойства ее практически не изменяются в течение 5 лет. На основании результатов испытаний и опыта эксплуатации смазки ГОИ-54 можно сделать следующие выводы.
При хранении законсервированных изделий ГОИ-54 можно рекомендовать для защиты изделий из стали в течение 2 лет, а из меди и латуни в течение 2—2,5 лет.
Смазка ГОИ-54 имеет низкую температуру каплепадения, и поэтому применение ее при температуре свыше +55° С не допускается.
Смазка ЦНАТИМ-205 представляет собой смесь высокоочищенных минеральных масел (вазелинового медицинского и парфюмерного) и высокоплавкого церезина 70.
В результате испытаний было установлено, что изделия из меди, законсервированные смазкой ЦИАТИМ-205, можно хранить не более 1 года, а из латуни— 1,5 года.
Рекомендовать смазку ЦИАТИМ-205 для консервации стальных изделий не следует.
Максимально допустимая температура в эксплуатации для смазки составляет +50° С.
Состав из 80% вазелина технического (смазка УН) и 20% церезина марки 80
При консервации различных промышленных изделий некоторые заводы широко применяют технический вазелин, загущенный 20% церезина.
На основании результатов испытаний можно рекомендовать указанный состав для защиты изделий из стали, меди и латуни при хранении законсервированных изделий в течение не более 2 лет.

Б. Мыльные смазки

Мыльные смазки получаются загущением минеральной или синтетической масляной основы мылами жирных кислот. Большинство этих смазок могут применяться и как консервационные, и как антифрикционные.
Мыльные смазки обычно подразделяют в зависимости от металла катиона, входящего в состав мыла. Смазки подразделяются на кальциевые, натриевые, литиевые, алюминиевые и бариевые. Иногда встречаются смазки смешанного типа.

Смазка ЦИАТИМ-201 универсальная, тугоплавкая, влагостойкая, морозоустойчивая, консервационно- антифрикционная готовится путем загущения масла МВП, имеющего хорошие низкотемпературные свойства, стеаратом лития (9—11%) и содержит 0,3% антиокислительной присадки (дифениламина).
Температура каплепадения смазки составляет примерно 170° С; смазка применяется обычно при температурах до +120° С.
Невысокая вязкость смазки позволяет применять ее при низкой температуре до —60°С.
Можно рекомендовать хранение законсервированных ЦИАТНМ-201 стальных изделий не более 2 лет, изделий из меди — не более 1 года, из латуни — не более 1,5 лет.
Смазка ЦИАТИМ-202 изготовляется путем загущения литиевыми мылами высших жирных кислот смеси масел трансформаторного и МС-14. В ее состав входит антиокислительная прибавка — дифениламин. По своему составу и эксплуатационным                       свойствам
ЦИАТИМ-202 очень близка к ЦИАТИМ-201, но низкотемпературные характеристики ее хуже, чем у ЦИАТИМ-201. Смазка консервационно-антифрикционна. Неупакованные изделия из стали можно хранить в течение 2 лет, из меди и латуни — не более 1 года.
Смазка ЦИАТИМ-203 (морозо- стойкая). В состав/смазки входит трансформаторное масло, загущаемое литиевыми мылами осерненного асидола и осерненного кашалогового жира, а также антиокислительная присадка. Смазка водоупорна, консервационно-антифрикционна. При консервации смазкой ЦИАТИМ-203 стальные изделия можно хранить в течение 1,5 лет, изделия из меди и латуни — не более 1 года.
Смазка ЦИАТИМ-221 изготовляется на основе кремний-органической жидкости, загущаемой кальциевыми мылами; кроме того, в состав ее входит дифениламин. Благодаря использованию силиконовых жидкостей смазка имеет хорошие низкотемпературные свойства, превосходя в этом отношении другие смазки. Эта смазка вызывает значительно меньшее набухание резины, чем обычные смазки на нефтяных маслах. Смазка является консервационно-антифрикционной. Для нее характерны удовлетворительные защитные свойства и водоупорность, К недостаткам смазки относятся плохие противоизносные свойства, что не позволяет использовать ее в тяжело нагруженных узлах трения.
Смазка может эксплуатироваться при температурах до +150°С. При хранении законсервированных изделий смазка ЦИАТИМ-221 может защищать изделия из стали, меди и латуни до 1 года.
Смазка АМС-3 изготовляется на основе масла цилиндрического тяжелого и олеостеарата алюминия. Как и все смазки на алюминиевой основе, смазка обладает исключительно высокой прочностью пленки и влагостойкостью. Смазка является консервационной.
Для тропических условий эксплуатации смазка АМС-3 рекомендуется для консервации механизмов, работающих в условиях контакта с водой (судовые механизмы и т. п.) при температуре до +80° С. При хранении законсервированных изделий смазка АМС-3 может защищать изделия из стали, меди и латуни в течение 2 лет.
Смазка ОКБ-122-12 состоит из смеси полисилоксановой жидкости и масла МС-14, загущаемых церезином и натриевым мылом спермацетового жира. Водоупорность смазки велика. Смазка является консервационно-антифрикционной.
Стальные, латунные и медные изделия, законсервированные смазкой ОКБ-122-12, могут храниться до 1 года. Допустимая рабочая температура в эксплуатации для смазки составляет +110°С.

Смазка ОКБ-122-715. В состав смазки входит этилполисилоксановая жидкость с добавкой 25% масла МС-14, загущаемая смесью церезина (5%) и стеарата лития (5%). Применение смазки при повышенных температурах ограничено. Смазка предназначена для применения при температурах от —70 до +80° С и является консервационно- антифрикционной. Законсервированные этой смазкой изделия из стали, меди и латуни могут храниться под навесом или на складе до 2 лет.
В. Прочие смазки
Защитное масло НГ-203 представляет собой смесь минеральных масел, содержащих растворенный в них ингибитор коррозии — смесь основного нефтяного сульфаната кальция и окисленного петролатума. Выпускаются три вида масел (марки А, Б, и В), различающиеся содержанием ингибирующих компонентов и вязкостью. Масла предназначаются для защиты от коррозии наружных и внутренних поверхностей стальных и чугунных изделий, находящихся во влажной среде или в условиях длительного хранения.
Учитывая, что при консервации изделия будут обертываться бумагой, условия для стенания и высыхания масла будут более затрудненными, чем при описанных выше испытаниях. Поэтому можно допустить хранение законсервированных маслом НГ-203 (марка А) изделий из стали, меди и латуни сроком до 1 года. Масло НГ-203 не может быть рекомендовано для консервации изделий при хранении их на судах.
Испытания алюминия и алюминиевых сплавов с защитой смазками проводились не с полным ассортиментом смазок и только в камере тропической влажности. На основании этих испытаний рекомендуются следующие смазки для защиты деталей из алюминия и его сплавов (сроком до 1 года): пушечная, АМС-3, ГОИ-54 и ЦИАТИМ-221.
Толщина слоя смазки при консервации должна составлять не менее 0,5 мм. Следует учитывать при этом, что при получении противоречивых результатов испытаний в камере влажности и естественных условиях срок защиты выбирался на основании результатов испытаний в естественных условиях.

3. Смазки и масла иностранных фирм

В ряде случаев при эксплуатации электрооборудования вне пределов СССР, особенно при рейсах в тропические зоны судов отечественного флота, приходится пользоваться зарубежными маслами н смазками. Всесоюзным научно-исследовательским институтом нефтяной промышленности (ВНИИНП) в этом случае рекомендуется применять материалы, приведенные в табл. 12-5.