Содержание материала

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ КАБЕЛИ И ПРОВОДА

9-1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Кабельные изделия, конструкции которых в тропических исполнениях или в исполнении ХЛ отличаются от обычно применяемых конструкций, или изделия, для изготовления которых идут особо оговоренные в соответствующих условиях материалы (по цвету, рецептуре пластиката, типу резины и т. п.), а также изделия, к которым предъявляют повышенные требования по режиму и условиям испытаний, обозначают марками, установленными соответствующими стандартами к техническими условиями с добавлением через тире индексов Т, ТС или ХЛ. К кабелям судовым в обозначении марки вместо индекса ТМ добавляют только индекс Т.
Изделия, пригодные для применения в тропических и северном климатах в обычно применяемом исполнении, обозначают существующими марками.
Разработаны технические условия на кабельные изделия специально для холодного климата. В этих изделиях применяются специальные морозостойкие резины и пластикаты. Здесь в части кабельных изделий для холодного климата будут рассмотрены лишь изделия не специального исполнения ХЛ, а те, которые могут эксплуатироваться в северных районах в обычном исполнении.
Для кабелей, проводов а шнуров тропического исполнения с резиновой изоляцией, за исключением проводов марок КПО-Т и КПГО-Т, медная проволока токопроводящих жил должна подвергаться лужению· оловом. Экранирующая оплетка проводов и кабелей может быть нелуженой.
Резиновая изоляция проводов и кабелей тропического исполнения на напряжение 500 в выполняется увеличенной по толщине на 10—15%. При этом допускается соответствующее увеличение наружного диаметра.

Толщина свинцовой оболочки силовых кабелей тропического исполнения обычно выполняется увеличенной на 7—10% по сравнению с изделиями нетропического исполнения.
Свинцовая оболочка кабелей, применяемых в странах с тропическим климатом и не имеющих защитных покровов, должна быть покрыта слоем жировой нейтральной смазки.

Максимально допустимая температура нагрева токопроводящих жил нe должна превышать;
50° С — для кабелей с изоляцией из пропитанной бумаги на напряжение 35 кв;
60° С — для кабелей с изоляцией из пропитанной бумаги на напряжение 10 кв;
65° С — для кабелей с изоляцией из пропитанной бумаги на напряжение 5 кв;
80° С—для кабелей с изоляцией из пропитанной бумага на напряжение 4 кв;
80° С—для кабелей с лакотканевой изоляцией;
70° С — для кабелей и проводов с полихлорвиниловой изоляцией;
65° С — для кабелей и проводов с резиновой изоляцией, за исключением проводов марки РКГМ.
Номенклатура кабельных изделий очень велика. Рассмотрим только наиболее широко применяемые в электротехнических изделиях, на промышленных предприятиях я судах силовые кабели общего назначения, а также монтажные, установочные и обмоточные провода.

СИЛОВЫЕ КАБЕЛИ

Кабели с медными жилами можно применять в любых условиях; кабели с алюминиевыми жилами рекомендуются лишь для применения в сухом тропическом (маркировка ТС) и холодном климате. Соединение и оконцевание алюминиевых жил кабелей при монтаже кабельных линий необходимо выполнять сваркой или пайкой. Кабели с обеднено пропитанной изоляцией применяют для прокладки на вертикальных участках с разностями уровней, указанными в стандартах для кабелей с обедненно-пропитанной изоляцией обычно применяемого исполнения.

В качестве силовых кабелей широкое применение могут найти кабели силовые с изоляцией из пропитанной бумаги в свинцовой оболочке по ГОСТ 340-59. Для исполнения Т эти кабели должны иметь медные жилы, а в наименовании — индекс Т (например, СГТ-Т, СБ-Т и т. д.), для исполнения Т:С — алюминиевые жилы, а в наименовании — индекс ТО (например, АСГТ-ТС, АСБ-ТС и т. д.). Учитывая, что указанные кабели предназначены для прокладки без предварительного нагрева при температуре не ниже 0°С, укладку их в северных районах надо производить или летом, когда температура воздуха бывает положительной, или с дополнительным прогревом при укладке.

Для тропических условий эксплуатации рекомендуются следующие силовые кабели: с изоляцией из пропитанной бумаги в свинцовой оболочке и полихлорвиниловом шланге марки СГТв-Т (выпускается с сечением жил до 3X95 мм2 включительно, с резиновой изоляцией в свинцовой оболочке марок СРГ-Т, СРБГ-Т, НРБТ-Т и СРБ-Т, с резиновой изоляцией в резиновой негорючей оболочке марок НРГ-Т и НРБ-Т.
При изготовлении кабелей тропического исполнения должны соблюдаться следующие требования: бумажная пропитанная изоляция кабелей на напряжения 1 и 6 кв должна быть обедненной; изоляция кабелей на напряжение 35 кв должна быть пропитана масло-канифольным компаундом МП-2 или аналогичным ему по вязкостным характеристикам составом.
В районах с холодным климатом могут найти применение кабели силовые шланговые (ТУК 284-57) с резиновой изоляцией в общей резиновой шланговой оболочке, применяемые для гибкого соединения. Эти кабели согласно действующим ТУ могут эксплуатироваться при температуре —50°С и предназначаются для полевых условий.
Для неподвижной прокладки в электрических сетях в холодных районах могут применяться кабели силовые с медными или алюминиевыми жилами с пластмассовой изоляцией в пластмассовой оболочке на напряжение 500 в (МРТУ 2.43. 2-61). Эти кабели предназначены для эксплуатации при температуре —50° С.
К судовым кабелям в тропических условиях предъявляются следующие основные требования:
а)   высокие изоляционные свойства при высоких влажности и температуре воздуха;
б)   прочность изоляции на сжатие;
в)   стойкость против старения при повышенных температурах (особенно в машинно-котельных отделениях и на открытой палубе);
г)   механическая прочность по отношению к толчкам и ударам;
д)   стойкость против действия нефтепродуктов и масел (в том числе против жидкого топлива, кислот и щелочей).

Хотя согласно Правилам Регистра допускается применение кабелей и проводов с изоляцией из резины (натуральной и синтетической), пластмасс, лакоткани и с минеральной изоляцией, на судах отечественного производства применяются главным образом провода с резиновой изоляцией.
Большое место в дальнейшем могут занять кабели и провода в полиэтиленовой изоляции как более влагостойкие и теплостойкие по сравнению с кабелями и проводами с резиновой или полихлорвиниловой изоляцией.
В судовых кабелях, предназначенных для эксплуатации в тропиках, не допускается применение алюминиевых жил. Такие требования содержатся почти во всех правилах классификационных обществ (СССР, Великобритания, ФРГ, Франция). Жилы кабелей должны быть медными, а при применении резиновой изоляции — облуженными.
При температуре выше 65° С происходит интенсивное старение резиновой изоляции, резко снижается сопротивление изоляции кабельной сети даже без воздействия влажного воздуха. При старении изоляции кабеля резина становится твердой, ломкой, хрупкой, в ней появляются трещины, в которые свободно проникает влага из воздуха. Старение резины усугубляется воздействием солнечной радиации.
Металлические защитные оболочки и сокрытия судовых кабелей могут быть выполнены:
а)  из свинца или сплава на свинцовой основе;
б)   из брони в виде металлической оплетки из стальной оцинкованной проволоки, или меди, или специального алюминиевого сплава;
в)   из брони в виде металлических лент (стальной оцинкованной, а в ряде случаев медной или алюминиевой);
г)   из брони в виде металлических проволок — спиралей (из стальной оцинкованной, а в ряде случаев немагнитной медной или алюминиевой);
д)  из меди или медного сплава для проводов с минеральной изоляцией.

Практически на судах находят применение провода с оболочкой из свинца, стальной оцинкованной или медной оплеткой и из меди (для проводов с минеральной изоляцией).
Оплетки из алюминиевых сплавов применять в тропиках не следует из-за низкой коррозионной стойкости их (применение ее предусмотрено только Правилами французского бюро Веритас и английского Ллойда).
Освинцованные кабели (типов СРМ и СРТМ) более тяжелы, чем в резиновой или полихлорвиниловой оболочке, более дороги и менее стойки к механическим воздействиям, особенно к вибрации, из-за которой структура свинца перерождается в крупнозернистую и свинец трескается, поэтому в настоящее время применение их ограничено.
Защитная оболочка кабелей с минеральной изоляцией, наложенная поверх изоляции, обычно изготовляется из меди или медных сплавов. Для тропических условий рекомендуется применять для этих целей коррозионно стойкие латуни или бронзы, перечисленные в § 12-1. Эти сплавы допускается применять без дополнительной антикоррозионной защиты.
При применении оцинкованной стальной брони (оплетки) ее следует покрывать слоем цинка не менее 30 мкм, а затем после монтажа кабеля окрашивать дополнительно лакокрасочными материалами, стойкими в морских тропических условиях.
На многих судах в связи с недостаточной антикоррозионной защитой в тропиках начинается коррозия стальной оцинкованной оплетки кабелей КНР-П и медной оплетки кабеля КНРЭ.
- Наблюдается ржавление стальной оцинкованной оплетки кабеля КНРП при прокладке на открытой палубе БМРТ «Тургенев», рефрижераторного судна «Ногинск», теплохода «Таллин». Коррозия стальной оцинкованной оплетки кабелей КНРП наблюдается и в цехах рыбоперерабатывающих заводов китобаз «Слава» и «Советская Украина». Основными причинами усиленной коррозии оплетки внутри этих помещений является выделение акролеина и жирных кислот при переработке сала и мяса китов, что в сочетании с повышенной влажностью создает агрессивную коррозионную среду.
Недостаточно теплостойким является кабель КНР, проложенный в местах, где температура воздуха слишком высока. Например, на танкере «Таллин» оболочка кабеля КНР, проложенного в котельной, трескается вдоль кабеля из-за повышенной температуры воздуха в тропиках, достигающей в верхней части котельной +60°С. Растрескивание оболочки КНР наблюдается также при прокладке его под переходным мостиком.
Кабельные линии, проложенные на открытой палубе турбохода «Хирург Вишневский», защищены от воздействия солнца и механических повреждений желобами. Этот метод защиты от солнечной радиации можно распространить на все суда, совершающие рейсы в тропические зоны.
Для судов тропических и неограниченных районов плавания следует применять кабели, приведенные в табл. 9-1.
Допускается применение указанных в табл. 9-1 кабелей и без индекса Т, кроме кабеля КНРП-Т, где предусмотрены большая толщина цинкового покрытия стальной оплетки и покрытие ее дополнительно- антикоррозионным грунтом.