Содержание материала

Приведенные в § 11.3 характеристики электрических систем вполне справедливы при работе судовых генераторов и нуждаются в дополнениях при электроснабжении судов от береговых сетей в морских портах СССР.                                   .

Электроснабжение судов от береговых источников находит все возрастающее применение, так как электроэнергия, передаваемая с берега на судно, стоит примерно в два раза дешевле электроэнергии, вырабатываемой судовыми генераторами, кроме того, электроснабжение с берега позволяет резко уменьшить годовой расход моторесурса первичных двигателей электростанции, высвобождает эксплуатационный персонал для выполнения ремонтных и профилактических работ, что позволяет удлинить эксплуатационный период судна, улучшает условия обитаемости на судне и т. д. Это мероприятие прогрессивно и должно найти самое широкое распространение.
Известно, что береговые распределительные сети напряжением до 1000 в работают с глухим заземлением нейтрали. Очевидно, что при стоянке судна в порту целесообразно получать электрическую энергию непосредственно от системы с заземленной нейтралью без установки разделительных трансформаторов; это оправдано экономически, так как исключает дополнительные затраты, это оправдано и технически, так как отказ от разделительных трансформаторов позволяет подключать суда к береговой сети в любом удобном месте, оборудованном электроколонкой.
Таким образом, перевод изолированной или компенсированной судовой системы на время электроснабжения с берега в режим береговой системы, т. е. в режим глухого заземления нейтрали, экономически вполне целесообразен.
Электробезопасность человека при электроснабжении с берега должна быть обеспечена за счет компенсации нейтрали вторичных обмоток судовых трансформаторов, а также путем присоединения немногочисленных потребителей, работающих при стоянке судна на напряжении генераторов к отдельной секции шин ГРЩ, отделенной АВВ или разъединителем от шин ГРЩ. Выделение специальной секции стояночных потребителей обеспечит выполнение ремонтных и профилактических работ в СЭС при снятом напряжении.
Что касается надежности электроснабжения и условий пожаробезопасности, то система с глухим заземлением нейтрали, как это уже выяснено, уступает двум другим системам, однако в условиях стоянки у берега эти характеристики не имеют такого решающего значения, какие они имеют в условиях хода судна, так как на стоянке ответственные потребители не работают и судно находится под защитой не только своих, но и береговых средств пожаротушения, кроме того, при небольшом на стоянке числе потребителей, работающих на генераторном напряжении, вероятность однофазного к. з. и появления электрической дуги соответственно уменьшаются.
Исходя из приведенных соображений, Регистр СССР и Министерство морского флота разрешили электроснабжение сухогрузных и пассажирских судов в портах от береговых систем без установки разделительных трансформаторов.
Следует уяснить, что электроснабжение судов от береговой системы с заземленной нейтралью должно осуществляться с помощью четырехжильного кабеля или трехжильного кабеля и специально проложенной четвертой (нулевой) жилы. Применение четвертой жилы, связывающей корпус судна с нейтралью трансформатора, необходимо для увеличения скорости срабатывания защиты при однофазных к. з. за счет увеличения тока однофазного к. з., для уменьшения напряжения прикосновения к корпусу судна — без применения нулевой жилы это напряжение при ухудшении состояния изоляции судовой системы может подняться до опасной величины. Применение четвертой жилы необходимо также для уменьшения электрокоррозии судна под действием блуждающих токов.
Для приема электроэнергии с берега на судах устанавливают щиты питания с берега (ЩПБ), к которым присоединяется кабель электроснабжения с берега. На ЩПБ должен устанавливаться зажим, связанный с корпусом судна для присоединения нулевой жилы кабеля. ЩПБ кабелем, проложенным по судну, связан с ГРЩ судовой электрической станции. Электрооборудование ЩПБ и ГРЩ для приема электроэнергии с берега должно включать в себя АВВ, обеспечивающий защиту, включение и отключение кабеля, указатель порядка следования фаз, необходимый для проверки соответствия порядка следования фаз на кабеле электроснабжения с берега и в СЭС, фазопереключатель для изменения при необходимости порядка следования фаз присоединяемого к судовой системе кабеля, измерительные и сигнальные приборы. Необходимы также защита от обрыва фазы и понижения напряжения (ЗОФН), счетчик активной энергии. Полезно устанавливать устройства контроля состояния изоляции, способные работать при электроснабжении судна от береговой системы с заземленной нейтралью.
Обследование судов современных типов позволило установить, что несмотря на разную степень укомплектованности ЩПБ и ГРЩ, суда готовы к приему электроэнергии от береговой сети с заземленной нейтралью. Наиболее полно для приема электроэнергии с берега укомплектованы суда отечественной постройки — теплоходы серий «Выборг- лес», «Пятидесятилетие комсомола» и др. [43, № 6, 1970].