§ 1.2. ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Электроэнергетической системой называют единый комплекс из электрических станций, подстанций и приемников электрической энергии, связанных между собой линиями передачи. Этот единый комплекс объединен общим процессом выработки, распределения и потребления электрической энергии.
Несколько уже понятие об электрической системе, под которой понимают только электрическую часть электроэнергетической системы, состоящую из генераторов, распределительных устройств, подстанций, приемников и связывающих их линии передач.
На рис. 1.2 приведена одна из возможных схем судовой электроэнергетической системы. В этой схеме электрическая станция С1 при напряжении 6 кв обеспечивает электродвижение судна и питает судовую электрическую систему. Электрическая станция С2 питает ту же систему в режимах стоянки судна, когда станция С1 не работает. Отбор мощности от станции C1 для питания электрической системы судна при напряжении 380 в обеспечивается через понижающую подстанцию П1. Трансформаторы подстанции 172 понижают напряжение с 380 до 220 в для питания светильников, нагревательных приборов в каютах и камбузе судна.
Преобразовательная установка ПЗ обеспечивает судно постоянным током, например для питания ряда палубных механизмов.
Распределительные пункты Р1 и Р2 (распределительные щиты) располагают ближе к потребителям энергии. Снабжение многочисленных потребителей через распределительные щиты существенно уменьшает число линий, отходящих от главного распределительного щита (ГРЩ), упрощает и удешевляет установку.
К СЭС предъявляется ряд требований (гл. 9), среди которых главное — бесперебойное электроснабжение потребителей на судне и обеспечение живучести судна в любом режиме его работы.
§ 1.3. ГРАФИКИ НАГРУЗОК
Электрическая нагрузка на каждое звено системы (потребители, линии передач, подстанции и станции), как правило, непрерывно меняется. Представление о характере изменения нагрузки любого звена дают графики нагрузки, т. е. диаграммы, характеризующие изменения нагрузки по времени. Графики активных и реактивных нагрузок характеризуют изменение соответственно активных и реактивных нагрузок по времени.
Графики, характеризующие изменение нагрузки, могут быть суточными, рейсовыми и годовыми.
Если графики дают представление об изменении нагрузки на вводах потребителя, то их называют графиками нагрузок потребителей. Для различных потребителей эти графики, естественно, различны. Вместе с тем, на основании опыта эксплуатации, принято подразделять всех потребителей на однородные группы (грузовые лебедки, рулевое устройство, насосы, вентиляторы, освещение и др.) , для каждой из которых характерен свой суточный или рейсовый график. Представляют практический интерес графики, характеризующие нагрузку источников электрической энергии (генераторов станций), подстанций и т. д.
Наряду с суточными и рейсовыми графиками нагрузки практический интерес представляют и годовые графики, из которых наиболее важен годовой график нагрузок по продолжительности, характеризующей продолжительность работы установки в течение года с различными нагрузками, которые на графике располагают в порядке их постепенного убывания (см. рис. 1.7).
Годовой график нагрузок по продолжительности позволяет найти величины (коэффициенты), характеризующие работу установки (среднегодовая нагрузка, продолжительность использования максимальной нагрузки и др.).