Основные решения проекта
Технический проект реакторной установки ВВЭР-1000 для серийных блоков АЭС (индекс В-320) разрабатывался по техническому заданию, утвержденному руководителем Минсредмаша 12.10.78 г.
Основные цели по техническому заданию:
- Использовать основные технические решения аналогичного оборудования 5 блока НВАЭС.
- Уменьшить число органов регулирования (СУЗ).
- Применить 3-х годичную кампанию топлива.
- Разработать бесчехловые кассеты.
- Упростить компоновку реакторной установки, исключив главные запорные задвижки.
- Обеспечить сейсмостойкость на 9 баллов.
- Применить «мокрую» перегрузку внутрикорпусных устройств реактора.
- Обеспечить отвод остаточных тепловыделений активной зоны при ремонте циркуляционной петли.
- Рассмотреть возможность повышения номинальной мощности реактора до 3200 МВт.
- Обеспечить работу реакторной установки в «полупиковом» режиме нагрузки электросети.
Все новые решения реакторной установки В-320, при сохранении основных теплотехнических параметров (давление и температура первого и второго контуров), при использовании серийного реактора, должны быть оптимизированы на основе опыта проектирования реакторных установок ВВЭР-1000 (В-187, В-302, В-338) с обеспечением наиболее благоприятных условий использования реакторных установок ВВЭР-1000 для серийных блоков АЭС, строящихся в СССР и за рубежом.
Технический проект реакторной установки В-320 был рассмотрен на секции № 1 НТС Минсредмаша 3 ноября 1980 года и рекомендован к утверждению со следующими характеристиками:
Тепловая мощность, МВт | 3000 |
Давление в первом контуре, кг/см2 | 160 |
Давление в корпусе парогенератора, кг/см2 | 64 |
Расход теплоносителя в реакторе, м3/ч | 84800 |
Температура на выходе из реактора. °C | 320 |
Эквивалентный диаметр активной зоны, см | 316 |
Количество топливных кассет, шт. | 163 |
Шаг кассет, см | 23,6 |
Загрузка по двуокиси урана, т | 80 |
Обогащение топлива, % | 4,4 |
Средняя тепловая мощность на единицу объема активной зоны, кВт/л | 110 |
Число СУЗ, шт. | 61 |
Для первых блоков АЭС предусмотреть 2-х годичную кампанию топлива. Решение о переходе на 3-х годичную кампанию топлива принять после проведения соответствующих опытно-конструкторских и технологических работ и накопления опыта эксплуатации:
В проекте реализован ряд усовершенствований, основные из которых описаны ниже:
Исключение главных запорных задвижек Ду 850 на петлях главного циркуляционного контура.
Рис. 7.9 Принципиальная схема размещения оборудования РУ ВВЭР-1000 (В-320) и систем безопасности
1- барботер, 2 — компенсатор давления, 3 — бак запаса концентрированного раствора бора, 4 — деаэратор подпитки, 5 — спринклерный насос, 6 — бак запаса концентрированного раствора бора, 7 — насос аварийного впрыска бора, 8 — насос впрыска бора, 9 — дизель-генератор, 10 — насос аварийного расхолаживания, 11— теплообменник аварийного расхолаживания , 13 — приямок-бак аварийного запаса бора, 14 - главный циркуляционный насос, 15 — парогенератор, 16 - гидроемкость пассивной части САОЗ, 17 - спринклерная насадка, 18 - паропровод с арматурой
Основанием для исключения были следующие соображения:
- Для серийной установки используется оборудование, отработанное на «малой» серии, что предполагает небольшую вероятность выхода из строя парогенераторов и главных циркуляционных насосов, расположенных в отключаемой части первого контура.
- Серийные блоки АЭС будут работать в мошной энергосистеме, поэтому при необходимости ремонта парогенераторов или насосов блок может быть отключен без ограничений. Исключение задвижек обеспечивает следующие преимущества:
- Технические:
- оптимизация компоновки реакторной установки, сокращение длины петель ГЦК, уменьшение сопротивления первого контура;
- уменьшение поперечных сварных швов на ГЦК Ду 850 (на 16 шт.), повышение надежности первого контура;
- уменьшение циклов нагружения отдельных частей циркуляционных петель из-за срабатывания ГЗЗ (нагрев-охлаждение при отключении-подключении петли).
- Эксплуатационные:
- исключение оборудования и систем, связанных с ГЗЗ (например, дренажи, подпитка для уплотнения тарелок), система разогрева-расхолаживания петли, что упрощает эксплуатацию;
- исключается проблема ремонта корпусов задвижек;
- эксплуатационные возможности блока сохранились (возможность работы на неполном числе петель, ремонт без выгрузки зоны и т. д.).
- Экономические:
- отказ от задвижек позволяет сэкономить значительные средства.
- «Престижные»:
- на подавляющем большинстве зарубежных АЭС задвижки на петлях не устанавливают.
«Мокрая» перегрузка внутрикорпусных устройств.
Целесообразность перехода на «мокрую» перегрузку внутрикорпусных устройств реактора определена следующими преимуществами:
- Технические:
- сокращение металлоемкости за счет исключения защитного контейнера и сокращение высоты оболочки на 7 м;
- сокращение грузоподъемности полярного мостового крана с 400 т до 320 т;
- исключение ряда траверс и другого транспортного оборудования.
- Эксплуатационные:
- улучшение радиационной обстановки при перегрузке;
- повышение сейсмобезопасности в момент транспортировки ВКУ;
- возможность наблюдения за процессом перегрузки.
- Экономические:
- сокращение сроков и стоимости строительства защитной оболочки из-за уменьшения высоты на 7 м.
В проекте реакторной установки В-320 усовершенствована система перегрузки топлива, принятая в проектах В-187, В-302, В-338:
- Увеличены размеры бассейна перегрузки, что позволяет выдерживать отработавшее топливо в бассейне не менее 3-х лет. т. е. имеется возможность вывозить топливо на регенерацию непосредственно из реакторного помещения.
- Приямок бассейна, в который устанавливается тяжеловесный контейнер для вывоза отработавшего топлива, выполнен ступенчатым, что позволяет удовлетворить требования МАГАТЭ о подъеме контейнера при его транспортировке не более 9 м.
- Транспортно-технологическое оборудование, включая стеллажи бассейна перегрузки, выполнены в сейсмостойком исполнении.