Содержание материала

Шесть циркуляционных петель первого контура расположены вокруг цилиндрической герметичной шахты реактора в общем прямоугольном боксе.

Компоновка петель такая же, как и в проекте реакторной установки В-179. Каждая петля имеет главный циркуляционный насос (ГЦН) и парогенератор, соединенные главными циркуляционными трубопроводами с условным диаметром 500 мм, а также две главные запорные задвижки (на «холодной» и «горячей» нитках Ду 500) (см. рис. 6.6).
Электродвигатели и вспомогательное оборудование ГЦН, электроприводы главных запорных задвижек, а также арматура воздушников и вспомогательных линий первого контура вынесены в отдельное, так называемое палубное помещение, расположенное нал циркуляционными петлями и отделенное от оборудования петель бетонной биологической зашитой. Такая «палубная» компоновка позволяет производить обслуживание ГЦН и арматуры при работающей реакторной установке.
В углу бокса циркуляционных петель находится помещение парового компенсатора объема.
Задвижка Д 500
Рис. 6.6. Задвижка Д 500:
1— электропривод, 2 — крышка, 3 — шпиндель, 4 — затвор, 5 — корпус, 6 — седло

Схема первого контура рассчитана на отключение, расхолаживание, опорожнение, заполнение, разогрев и подключение любой циркуляционной петли.
Особенностью схем первого контура является отсутствие врезок вспомогательных трубопроводов в общую не отключаемую часть первого контура, за исключением трубопроводов подключения компенсатора объема, системы воздушников и дренажей.
В связи с переходом на внешнее автономное охлаждение чехлов СУЗ система продувки-подпитки первого контура организована только на циркуляционных петлях, т. е. на отключаемой части первого контура.
Вода первого контура (в количестве 20 т/ч) забирается с напора гцн, проходит очистку в системе ионообменных фильтров и возвращается на всас ГЦН. Циркуляция обеспечивается напором ГЦН.
Система борного регулирования предназначена для компенсации медленных изменений реактивности по мере выгорания топлива, обеспечения подкритичности в «холодном» состоянии при перегрузке топлива, компенсации изменений реактивности в переходных и аварийных режимах.
Борная система имеет узел приготовления борного раствора, узел подпитки чистым конденсатом, очистные фильтры и баки для приема борной реакторной воды в необходимом количестве.
Для восполнения утечек из первого контура применяется система подпитки, которая автоматически подает в первый контур подпиточную воду при понижении уровня в компенсаторе объема до заданной величины.
Подпитка первого контура осуществляется подпиточными насосами с производительностью 6 м3/ч.
В реакторной установке В-230 используются парогенераторы установки В-179, т. е. ПГВ-4, а также аналогичная система перегрузки активной зоны реактора. В отличие от 3 блока НВАЭС на реакторной установке В-230 применяется плита-кондуктор ШРК с другим размещением отверстий, соответствующим размещению в блоке защитных труб 37 промежуточных штанг, в перегрузочной машине изменена соответственно мнемосхема на 37 приводов.
Главный циркуляционный насос первого контура ГЦН-310 (см. рис. 6.7) представляет собой центробежный одноступенчатый вертикальный насос бессальникового типа со встроенным электроприводом. Схема электропривода имеет преобразователь (трансформатор) напряжения с неподвижным ротором, собственно электродвигатель со статором «мокрого» типа с обмоткой из медных стержней, расположенных в воде первого контура.

Основные технические характеристики ГЦН-310 (номинальный режим)


подача, м 2ч

6500

напор, кг/см2

5,3

частота вращения, об/мин

1500

мощность агрегата (гор./хол.), кВт

2000/2400

КПД

0,56


Рис. 6 7 Главный циркуляционный электронасос ГЦЭН-310 с «сухим» статором
1— корпус, 2 — рабочее колесо, 3 — направляющий аппарат, 4 — фланец нажимной, 5, 8 — радиальные подшипники гидродинамические, 6 — вал, 7 — перегородка статора, 9 — осевой подшипник, 10 — вспомогательное колесо, 11 — ротор, 12 — статор, 13 - разгрузочная камера