Содержание материала

ДЕФЕКТИРОВКА И ПРЕДРЕМОНТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Электрические машины, поступившие в ремонт, тщательно осматривают, а при необходимости испытывают и разбирают с целью полного выявления причин, характера и масштабов повреждения. Осмотр машины,   ознакомление с объемом и характером предыдущих ремонтов и эксплуатационными журналами, а также проведение испытаний позволяют оценить состояние всех сборочных единиц и деталей машины и определить объемы и сроки ремонта, Составить техническую документацию по ремонту, изготовить или заказать ремонтные приспособления и запасные части, произвести другие необходимые работы по организационной, и технической подготовке ремонта.
Машины повреждаются чаще всего из-за недопустимо длительной работы без ремонта, плохого эксплуатационного обслуживания или нарушения режима работы, на который они рассчитаны. Повреждения электрических машин бывают механические и. электрические.
К механическим повреждениям относят: выплавку баббита в подшипниках скольжения; разрушение сепаратора, кольца, шарика или ролика в подшипниках качения; деформацию или поломку вала ротора (якоря); образование глубоких выработок («дорожек») на поверхности коллекторов и контактных колец; ослабление крепления полюсов или сердечника статора к станине, разрыв или сползание проволочных бандажей роторов (якорей);, ослабление прессовки сердечника ротора (якоря) и др.
Электрическими повреждениями являются пробой изоляции на корпус, обрыв проводников в обмотке, замыкание между витками обмотки, нарушение контактов и разрушение соединений, выполненных пайкой или сваркой, недопустимое снижение сопротивления изоляции вследствие ее старения, разрушения или увлажнения и др.
Электрослесарь по ремонту электрических машин должен хорошо знать характерные признаки, а также способы выявления и устранения различных повреждений и неисправностей, возникающих в этих машинах.
Краткий перечень наиболее распространенных неисправностей и возможных причин их возникновения в электрических машинах приведен в табл. 4.   

Таблица 4. Неисправности электрических машин и возможные причины их возникновения


Признак неисправности

Возможная причина

Асинхронные машины с короткозамкнутым ротором

Электродвигатель не развивает номинальной частоты вращения и гудит

Одностороннее притяжение ротора вследствие износа подшипников, перекоса подшипниковых щитов или изгиба вала

Электродвигатель гудит, ротор вращается медленно, ток во всех трех фазах различен и даже, на холостом ходу превышает номинальный  

Обрыв одного или нескольких стержней обмотки ротора;
неправильное соединение   начала и конца фазы обмотки статора (фаза «перевернута»)

Ротор не вращается или вращается медленно, двигатель сильно гудит и нагревается

Обрыв фазы обмотки статора

Электродвигатель перегревается при номинальных нагрузках

Витковое замыкание в обмотке статора;
ухудшение условий вентиляции вследствие загрязнения, вентиляционных каналов

Недопустимо низкое сопротивление изоляции обмотки статора электродвигателя

Увлажнение или сильное загрязнение изоляции обмотки;
старение или повреждение изоляции

Электродвигатель вибрирует во время работы и после отключения при частоте вращения ротора, близкой к номинальной

Нарушение соосности валов; неуравновешенность ротора

Электродвигатель сильно вибрирует, но вибрация прекращается после отключения его от сети, двигатель сильно гудит, ток в фазах неодинаков, один из участков обмотки статора быстро нагревается

Короткое замыкание в обмотке статора электродвигателя

 

Асинхронные машины с фазным ротором

  Электродвигатель не развивает номинальной частоты вращения

Одностороннее притяжение ротора вследствие износа подшипников перекоса подшипниковых щитов или изгиба вала;
нарушение контакта в двух или трех фазах пускового реостата;
нарушение электрической цепи между пусковым реостатом и обмоткой ротора электродвигателя

Признак неисправности

  Возможная причина

У электродвигателя медленно увеличивается частота вращения; ротор электродвигателя сильно нагревается даже при небольшой нагрузке

, Замыкание части обмотки ротора на заземленный корпус электродвигателя;
нарушение изоляции между контактными кольцами и валом ротора

Электродвигатель не развивает частоты вращения под нагрузкой, гудит, ток статора «пульсирует»

Нарушение контакта в местах пайки обмотки ротора, соединениях ее с контактными кольцами или в соединительных проводах

Повышенное искрение между щетками и контактными кольцами

Плохая притертость или загрязненность щеток;
заедание щеток в обоймах щеткодержателей ;
недостаточное нажатие щеток на контактные кольца 
биение контактных колец; нарушение контакта в цепи щеток

Машины, постоянного тока


Искрообразование под щетками

Перекос щеткодержателей; неполное прилегание поверхностей щеток к коллектору;
повышенное давление пружины на щетку;
смещение щеток с нейтрали

Недопустимое искрение, сопровождающееся треском с проскакиванием искр из-под щеток, образование на коллекторе подгара (почернения)

Неправильное положение щеток относительно нейтрали, выступание отдельных пластин коллектора;
биение коллектора в результате эксцентричности;.
выступание миканитовой изоляции из коллектора

Пробой изоляции электромагнитной системы машины на корпус

Механическое повреждение или старение изоляции катушек

Замыкание пластин коллектора

Образование электрического соединения пластин коллектора вследствие замыканий медной пылью или заусенцами медных пластин

Уменьшение зазоров между якорем и полюсами

Проседание вала якоря в результате износа подшипников скольжения или прогиба вала

Якорь машины не вращается

Неправильное включение реостата в цепь машины с параллельным возбуждением, вследствие чего снизилось напряжение, подводимое к обмотке возбуждения машины

Неисправности и повреждения электрических машин не всегда удается обнаружить путем внешнего осмотра, так как некоторые из них (витковые замыкания в обмотках статоров, пробой изоляции на корпус, замыкания пластин коллектора, нарушение пайки в обмотках и другие) носят скрытый характер и могут быть определены только после соответствующих измерений и испытаний.
В число предремонтных операций по выявлению неисправностей электрических машин входят: измерение сопротивления изоляции обмоток (для определения степени ее увлажнения), испытание электрической прочности изоляции, проверка на холостом ходу машины целости подшипников, величины осевого разбега ротора (якоря), правильности прилегания (притертости) щеток к коллектору и контактным кольцам, величины вибрации, определение величины зазоров между вращающимися и неподвижными частями машины, а также проверка состояния крепежных деталей, плотности посадки подшипниковых щитов на заточках станины и отсутствия повреждений (трещин, сколов) у отдельных деталей машины.
Состояние изоляции обмоток ремонтируемой электрической машины проверяют мегаомметром М-1101, МС-2 или МС-05.
Мегаомметр М-1101 состоит из генератора с приводным механизмом и логометрического устройства. Генератор прибора является источником постоянного тока и состоит из магнитопровода статора с пластинчатыми полюсами и ротора, представляющего собой восьмиполюсный постоянный магнит.
Постоянство напряжения на зажимах прибора поддерживается центробежным регулятором с грузами. При повышенной скорости вращения ручки прибора грузы под действием центробежных сил расходятся и, выдвигая ротор из статора, уменьшают магнитное сцепление обмотки и индуктируемое в ней напряжение.
Логометрическое устройство состоит из неподвижной части (постоянный магнит, магнитопроводы, полюсные наконечники) и подвижной (рабочая и противодействующая рамки). Эти рамки жестко скреплены под углом 90°., Токи, проходя по обеим катушкам и взаимодействуя с магнитным полем, создают вращающие моменты, направленные в противоположные стороны. Угол поворота подвижной части зависит от отношений токов в катушках и не зависит от приложенного напряжения.
При измерении сопротивления цепи, присоединенной к зажимам прибора, его подвижная часть поворачивается на определенный угол, а закрепленная на ее оси стрелка указывает на шкале прибора, отградуированной в килоомах и мегаомах, сопротивление. Нормальная частота вращения ручки прибора 120 об/мин. Изменение частоты ее вращения. от 100 до 140 об/мин практически не влияет на точность измерений.
Проверку мегаомметром состояния изоляции обмоток и цепей тока производят в такой последовательности. Убеждаются в отсутствии напряжения в проверяемой обмотке и присоединенных к ней цепях. Проверяют исправность  мегаомметра; устанавливают его горизонтально, присоединяют провода к зажимам ич замкнув их накоротко, вращают ручку мегаомметра * . При замкнутых концах проводов стрелка на шкале прибора должна находиться на нуле, а при разомкнутых — на знаке, обозначающем бесконечность. Убедившись в исправности прибора, касаются концами проводов, присоединенных к его зажимам, одного из  выводов обмотки и не соединенной с ней металлической части машины. О состоянии изоляции судят по показаниям прибора. Отсчет показаний по шкале производят после того, как стрелка прибора займет устойчивое положение.

  * Описание относится к мегаомметру М-1101. При измерении сопротивления изоляции мегаомметром MG-2 его присоединяют к электрической сети напряжением 127 или 220 В.

Универсальным прибором является мегаомметр. МС-05, имеющий устройство для переключений на напряжения 500,  1000 и 2500 В.
Работа по предремонтному выявлению неисправностей и повреждений электрических машин называется дефектировкой.
Дефектировку осуществляют внешним осмотром, частичной или полной разборкой электрической машины.
Дефектировка, произведенная путем внешнего осмотра и испытаний электрической машины, не всегда позволяет точно определить характер и размеры ее повреждений, а следовательно, и объем предстоящих ремонтных работ. Более полное представление о состоянии и требуемом ремонте электрической машины дает дефектировка, выполняемая после ее разборки.
О    всех обнаруженных после разборки машины неисправностях и повреждениях делают соответствующие записи, в дефектировочной карте, на основании которых составляют маршрутную карту ремонта с указанием работ, подлежащих выполнению по каждой ремонтной единице или по отдельным сборочным единицам ремонтируемой машины.