Содержание материала

Использование электродвигателей АВ-8000/6000У3 в качестве привода пускорезервных питательных насосов котельных агрегатов блоков 300 МВт предъявляет определенные требования к надежности их работы.
Компоновка питательных насосов энергоблока 300 МВт сочетает установку насоса с электрическим приводом (ПЭН) и питательного турбонасоса (ПТН)., у которого в качестве привода используется паровая турбина мощностью 12 МВт. Питательный электронасос используется при пусковых режимах энергоблока, а также в качестве резервного привода при отказах ПТН.

Рис. 7. Среднегодовая наработка двигателей питательных электронасосов энергоблоков 300 МВт.
Среднегодовая наработка двигателей питательных электронасосов
Питательный турбонасос по своей мощности обеспечивает номинальную паропроизводительность котельного агрегата, однако по условиям технологической схемы энергоблок не может быть пущен при помощи ПТН. Основным назначением ПЭН является пуск и обеспечение блока при нагрузке ниже номинальной, поэтому мощность ПЭН ниже мощности ПТН и составляет 8 МВт.
Как показывает анализ работы 8 электродвигателей в течение 13 лет (рис. 7), наибольшую наработку (продолжительность работы) имеют электродвигатели в первый год эксплуатации из-за частых пусков и остановов энергоблоков для их наладки, регулирования, устранения дефектов и т. п. По мере освоения эксплуатации оборудования продолжительность работы ПЭН на каждой ГРЭС постепенно уменьшается и, начиная примерно с 6-го года, устанавливается в среднем на уровне 404 ч/го д. Коэффициент технического использования питательных электронасосов уменьшается по сравнению с первым годом эксплуатации с 16,2 до 4,6%.
Несмотря на незначительную среднегодовую наработку электродвигателя ПЭН, к ним предъявляются очень высокие требования надежности.
Опыт эксплуатации электродвигателя АВ-8000/6000У3 свидетельствует о его сравнительно низкой эксплуатационной надежности. По данным   среднее значение параметра потока отказов составляет 0,102 1/год, т. е. из каждых 100 установленных электродвигателей за год повреждается более 10.
Значительное число аварийных повреждений связано с нарушением герметичности систем водяного охлаждения ротора и статора и с увлажнением и пробоем изоляции обмотки статора.